Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу об открытии банковского счета юридическому лицу, генеральный директор которого является гражданином Таджикистана, имеющим разрешение на работу в России в должности специалиста другого юридического лица

Департамент банковского аудита по вопросу об открытии банковского счета юридическому лицу, генеральный директор которого является гражданином Таджикистана, имеющим разрешение на работу в России в должности специалиста другого юридического лица

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

02.09.2016
Вопрос

У физического лица (гражданина Таджикистана) есть разрешение на работу в должности специалиста  сроком на 3 года, выданное в октябре 2015 г. на организацию ООО «Альфа» в г. Москва.

Вопрос.
Может ли данный гражданин работать в должности Генерального директора в ООО «Вета» г.Москва? Если не может, то какие документы дадут данному лицу право работать генеральным директором в ООО «Вета»?
Ответ

Мнение консультантов.

Основанием открытия счета согласно пункту 1.2 Инструкции № 153-И является заключение договора счета соответствующего вида и представление до открытия счета всех документов и информации, определенных законодательством РФ, при условии, что в целях исполнения Закона № 115-ФЗ, регулирующего вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма:

- проведена идентификация клиента, его представителя, выгодоприобретателя;

- приняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, когда идентификация бенефициарных владельцев не проводится.

Кредитная организация на основании пункта 5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ отказывает клиенту в заключении договора банковского счета, вклада (депозита), депозитного счета, если не представлены документы, необходимые для идентификации клиента и представителя клиента.

Согласно подпункту «е» пункта 4.1 Инструкции № 153-И в числе документов, необходимых для открытия банковского счета юридическому лицу, в банк представляются, в частности, документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, к которым могут относиться копии следующих документов: выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, решения о назначении исполнительного органа юридического лица, приказа о его назначении, а в некоторых случаях и трудового договора с исполнительным органом юридического лица.

В целях Положения № 499-П представителем клиента является лицо (включая единоличный исполнительный орган юридического лица), при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе (пункт 1.1 Главы 1 Положения № 499-П).

Таким образом, проведение идентификации единоличного исполнительного органа юридического лица при открытии банковского счета в соответствии с Инструкцией № 153-И является обязательным.

Перечень сведений, получаемых в целях идентификации физических лиц - представителей клиента, а также документов, подтверждающих эти сведения, приведен в Приложении 1 к Положению № 499-П. Для иностранных граждан обязательными сведениями, в том числе, являются данные миграционной карты[2] Приложения 1 к Положению № 499-П).

Как следует из текста вопроса, Генеральным директором юридического лица, открывающего банковский счет, является гражданин Республики Таджикистан.

Трудовые отношения, а также перечень документов, которые иностранный гражданин должен предъявить работодателю при приеме на работу, определяются нормами ТК РФ. Правовое положение иностранных граждан в РФ определяет Закон № 115-ФЗ (далее по тексту даются ссылки на Закон № 115-ФЗ, регулирующий правовое положение иностранных граждан в РФ), а также международными договорами РФ.

Трудовая деятельность иностранного гражданина в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ - работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

На основании положений статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В соответствии с требованиями главы 50.1 ТК РФ, устанавливающей особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, поступающий на работу иностранный граждан, временно прибывший в РФ, при заключении трудового договора должен предъявить разрешение на работу или патент. Сведения о таком документе должны быть зафиксированы в трудовом договоре.

Согласно нормам пункта 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ патентом является документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности. Под разрешением на работу понимается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности.

В силу пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Вместе с тем, согласно пункту 4.5 статьи 13 Закона № 115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в том числе, если иностранные граждане являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 Закона № 115-ФЗ.

Республика Таджикистан является государством – участником Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся от 15.04.1994г. Нормами указанного Соглашения статус иностранных граждан государств – участников Соглашения определен как временно пребывающие на территории РФ.

Согласно Письму МИД России от 27.09.2006г. № 32253/19 граждане Республики Таджикистан имеют право въезжать в Россию в безвизовом режиме.

Исходя из норм пункта 1 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ, для трудоустройства у юридических лиц или предпринимателя для иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, стран с безвизовым режимом обязательным условием является получение патента. Вместе с тем, Законом № 115-ФЗ предусмотрено исключение для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами. Так, по совокупности норм пункта 4.1 статьи 13, пунктов 6, 12.1 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ высококвалифицированные иностранные специалисты получают разрешение на работу.

Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами регламентированы статьей 13.2 Закона № 115-ФЗ, согласно определению которой высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) и при этом соблюдаются соответствующие требования к размеру заработной платы[3].

Пунктом 3 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ работодателю и заказчику работ (услуг) предоставлено право самостоятельно осуществлять оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов. В соответствии с пунктом 4 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) использует документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.

Вместе с тем, на основании пункта 1.3 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Перечень профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационные требования к таким работникам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. В действующем Перечне, утвержденном Приказом Министерства Труда и Социальной защиты от 23.09.2013г. № 475н, поименована, в том числе должность «Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия». К квалификационным требованиям, предъявляемым к указанной категории работников, определены: наличие высшего профессионального образования и стаж работы на руководящих должностях в торговле не менее 5 лет.

Согласно пункту 6 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в РФ, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный на то территориальный орган в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции:

1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста[4];

2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;

3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста.

На основании норм статьи 11 Закона № 115-ФЗ в течение тридцати рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) высококвалифицированный специалист вправе осуществить поиск другого работодателя или заказчика работ (услуг) и получить новое разрешение на работу в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 13.2 Закона № 115-ФЗ. В течение указанного срока разрешение на работу, выданное высококвалифицированному специалисту, а также виза и вид на жительство, выданные такому высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, считаются действительными. Срок действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, а также срок действия визы и вида на жительство, выданных такому высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, продлевается на период рассмотрения ходатайства, поданного работодателем или заказчиком работ (услуг), с которыми высококвалифицированный специалист заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).

Если новый трудовой или гражданско-правовой договор по истечении 30 дней с момента прекращения предыдущего договора заключен не будет, то выданное такому специалисту разрешение на работу, а также виза и вид на жительство, выданные ему и членам его семьи, считаются действительными еще 30 рабочих дней, в течение которых данный специалист и члены его семьи обязаны выехать за пределы РФ.

В соответствии с пунктом 12 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с привлекающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Таким образом, по мнению консультантов, гражданин Республики Таджикистан, упомянутый Банком в тексте вопроса, может работать в должности Генерального директора ООО «Вета» (г.Москва) в случае соответствия квалификационным требованиям вы высококвалифицированного специалиста, предъявляемым новым работодателем.

Разрешение на работу гражданина Республики Таджикистан в должности специалиста ООО «Альфа» (г.Москва) сроком на 3 года, выданное в октябре 2015г., является действительным до получения нового разрешения, оформленного новым работодателем, на работу Генеральным директором в ООО «Вета» (г. Москва) при условии заключения трудового или гражданско-правового договора.

Вместе с тем, с целью выполнения требований Закона № 115-ФЗ, регулирующего вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, Положения № 499-П, Инструкции № 153-И рекомендуем Банку запросить в качестве одного из документов, подтверждающих полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Вета» (г. Москва), копию трудового или гражданско-правового договора Генерального директора общества.

Для подтверждения факта представления документов в территориальный орган ФМС для получения нового разрешения на работу считаем целесообразным запросить у ООО «Вета» (г. Москва) копию ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста.

Документы и литература.

1. ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;

2. КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ;

3. Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

4. Закон № 115-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

5. Положение № 499-П – Положение Банка России от 15.10.2015г. № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

6. Инструкция № 153-И - Инструкция Банка России от 30.05.2014г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»; Соглашение от 15.04.1994г. – Соглашение от 15.04.1994г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995г. № 47-ФЗ.



[1] миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (пункт 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ).

[2] Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, в случае если необходимость наличия у них миграционной карты предусмотрена законодательством РФ

[3]- в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей), российскими коммерческими организациями; российскими научными организациями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (за исключением духовных образовательных организаций), учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной аккредитации; осуществляющими деятельность в области информационных технологий и получившими в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны);

- в размере не менее чем пятьдесят восемь тысяч пятьсот рублей из расчета за один календарный месяц - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);

- в размере не менее чем один миллион рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

- в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

- в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц - для иных иностранных граждан.

Без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково».

[4] В ходатайстве о привлечении высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) отражает сведения о компетентности и об уровне квалификации иностранного гражданина и сведения о документах, подтверждающих наличие у данного специалиста среднего профессионального образования или высшего образования (если соответствующие требования к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности предусмотрены законодательством РФ), для внесения указанных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, формируемый в соответствии со статьей 18.2 Закона № 115-ФЗ). Форма указанного ходатайства устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Срок рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста составляет не более четырнадцати рабочих дней со дня его поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган (пункт 9 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел