Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу обновления сведений о клиенте

Департамент банковского аудита по вопросу обновления сведений о клиенте

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

17.08.2017
Вопрос

Описание ситуации.
Руководствуясь статьей 7 пунктом 5.4 Федерального закона № 115-ФЗ Банк при проведении процедуры планового обновления сведений, полученных в ходе идентификации клиента – юридического лица, использует сведения из единого государственного реестра юридических лиц (далее – Выписка из ЕГРЮЛ).  В ряде случаев на основании выписки из ЕГРЮЛ Банку становится известно о смене у клиента единоличного исполнительного органа, являющегося представителем клиента. При этом,  выписка из ЕГРЮЛ содержит лишь информацию о ФИО генерального директора и его ИНН и не содержит  иных сведений, установленных законодательством в целях идентификации представителя клиента.  

Вопросы.
1. Обязан ли Банк внести изменения в анкету, в части информации о генеральном директоре (представителе клиента) только на основании выписке из ЕГРЮЛ?
2. В случае положительного ответа на первый вопрос, что Банк должен указать в ДБФ-файле при направлении сообщения по операции клиента в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном Положением Банка России 321-П, в разделе «Сведения о представителе…» в полях ОЭС данного раздела, предусматривающих их заполнение идентификационными сведениями, которыми Банк не располагает (например, в полях  SD2 и VD21, которые должны содержать сведения о серии и номере документа, удостоверяющие личность физического лица)?
Ответ

Мнение консультантов.

У Банка не возникает обязанности осуществлять обновление (изменение) данных о клиенте в связи с получением информации об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, без  предоставления клиентом подтверждающих документов, свидетельствующих о таких изменениях. Однако, рассматриваемое событие является основанием для осуществления Банком обоснованных и доступных мер по получению от клиента документов, подтверждающих такие изменения.

 

Обоснование мнения консультантов.

Согласно общим положениям ГК РФ о лицах, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1 статьи 48 ГК РФ). Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ (пункт  2 статьи 48 ГК РФ).

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.  Данные о государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункты 2, 8 статьи 51 ГК РФ).

 

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ закреплена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом[1], обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

В силу статьи 7 Закона № 115-ФЗ в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочего обязаны:

до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 4.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи (подпункт 1 пункта 1);

принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов[2], в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ (подпункт 2 пункта 1);

обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений (подпункт 3 пункта 1);

разрабатывать правила внутреннего контроля (далее - ПВК по ПОД/ФТ), назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию ПВК по ПОД/ФТ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (пункт 2).

ПВК по ПОД/ФТ кредитной организации разрабатываются с учетом требований Банка России по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются ее руководителем (пункт 2).

Так, в соответствии с пунктом 3.1 Положения № 375-П кредитная организация разрабатывает программу идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в том числе с учетом требований, установленных Положением № 499-П. При этом, в программу идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца включаются, в частности, (пункт 3.2 Положения № 375-П):

- порядок идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в том числе особенности процедуры упрощенной идентификации;

- перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию кредитной организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия кредитной организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;

- указание способов взаимодействия кредитной организации с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации, а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного банковского обслуживания;

- указание на использование кредитной организацией при проведении процедуры идентификации доступных на законных основаниях источников информации (с указанием источников), в том числе использование сведений, предоставляемых органами государственной власти;

- порядок проведения кредитной организацией мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце;

- требования к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой кредитной организацией в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, с указанием первоначальной даты оформления анкеты (досье); порядок обновления сведений, содержащихся в анкете (досье), с указанием периодичности обновления сведений.

При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них пунктом 5.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитным организациям предоставлено право требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Встречная обязанность клиента предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, установлена пунктом 14 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Это предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. В случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании  пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, кредитные организации вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

Пункт 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ, документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ. Поскольку, как было указано выше, в состав ПВК по ПОД/ФТ входит и программа идентификации клиентов, обязанность по документальному фиксированию информации распространяется, в том числе, и на процедуру идентификации.

Термин «фиксирование сведений (информации)» определен в статье 3 Закона № 115-ФЗ как получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации Закона № 115-ФЗ.

Статьей 9 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что «Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке[3], согласованном ими с соответствующими надзорными органами, предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов».

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен абзацем вторым настоящего пункта[4], и, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 129-ФЗ, предоставляются в виде выписки из ЕГРЮЛ. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона № 129-ФЗ «регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, Банку России, а также определенным федеральными законами лицам, в том числе Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации».

Пункт 2 Приказа ФНС от 15.07.2005г. № САЭ-3-09/325 обязывает Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, территориальные налоговые органы предоставлять кредитным организациям бесплатно в виде выписки из государственного реестра соответствующие сведения о конкретных юридических и физических лицах в целях идентификации:

юридического лица - по запросу, содержащему информацию, указанную в пункте 1 настоящего Приказа, и представленному в налоговый орган по месту государственной регистрации юридического лица;

физического лица - по запросу о его идентификационном номере налогоплательщика, содержащемся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, составленному в произвольной форме и содержащему ссылку на статью 7 закона № 115-ФЗ, представленному в налоговый орган по месту жительства физического лица.

Следовательно, кредитная организация вправе получить сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в виде выписки путем направления запроса в Федеральные органы исполнительной власти, составленного в произвольной форме.

Положение № 499-П устанавливает требования к идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях ПОД/ФТ.

Как следует из пункта 1.1 Положения № 499-П, кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать:

физическое или юридическое лицо, иностранную структуру без образования юридического лица, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которым кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которых принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Закона № 395-1;

лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица (далее - представитель клиента).

Идентификация юридического лица, являющегося представителем клиента, осуществляется в объеме, предусмотренном для клиентов - юридических лиц, за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 2.6 – 2.10 пункта 2 приложения 2 к Положению № 499-П.

Кредитная организация обязана обновлять сведения, полученные в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в сроки, установленные Законом № 115-ФЗ для обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев. При обращении клиента в кредитную организацию для проведения операции обновление сведений об указанном клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения. Это определено пунктом 1.6 Положения № 499-П.

В соответствии с пунктом  2.1 Положения № 499-П при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца кредитной организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к настоящему Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок. С учетом требований данного Положения кредитная организация вправе осуществлять сбор иных сведений (документов), самостоятельно определяемых ею в ПВК в целях ПОД/ФТ.

Как следует из приложения 1 к Положению № 499-П, в целях идентификации физических лиц кредитной организации необходимо располагать, в частности, сведениями о реквизитах документа, удостоверяющего личность, сведениями об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания клиента, сведениями о бенефициарном владельце клиента, включая решение кредитной организации о признании бенефициарным владельцем клиента иного физического лица с обоснованием принятого решения (в случае выявления такого бенефициарного владельца), а также сведениями, подтверждающими наличие у лица полномочий представителя клиента.

Согласно приложению 2 к Положению № 499-П, при идентификации юридических лиц, кредитной организацией устанавливаются, в частности, сведения о государственной регистрации, сведения о местонахождении юридического лица, а также иные дополнительные сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов - юридических лиц, такие как: сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, сведения об органах юридического лица, а также сведения, устанавливаемые Приложением 1 к Положению № 499-П.

Пункт 2.2 Положения № 499-П предписывает кредитным организациям при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате их идентификации, использовать информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия, в частности, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Кроме этого, кредитная организация вправе использовать иные источники информации, доступные ей на законных основаниях (абзац 6 пункта 2.2 Положения № 499-П).

Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца осуществляется кредитной организацией в соответствии с порядком, установленным в ПВК по ПОД/ФТ, путем получения документов и сведений непосредственно от клиента (представителя клиента) и (или) путем обращения к источникам информации, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения. Это предусмотрено пунктом 2.3 Положения № 499-П.

В силу пункта 3.2 Положения № 499-П для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения кредитной организацией правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов клиента либо документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться клиентом (представителем клиента) без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).

Достоверность таких сведений подтверждается клиентом в порядке, установленном кредитной организацией в ПВК по ПОД/ФТ.

Сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, приведенные в приложении 3 к Положению № 499-П, фиксируются кредитной организацией в анкете (досье) клиента. Форма анкеты (досье) клиента определяется кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. (пункт 5.1 Положения № 499-П).

Кроме того, пунктом 1.6 Инструкции № 153-И предусмотрена обязанность кредитных организаций обновлять информацию, получаемую при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом, кредитная организация обязана располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также лиц, личности которых необходимо установить при открытии счета, либо сведениями об их реквизитах: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется) (далее - реквизиты документа, удостоверяющего личность). Сведения, устанавливаемые банком до открытия счета, в том числе сведения о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце должны быть документированы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Это предписано пунктом 1.8 Инструкции № 153-И.

В случае изменения сведений, подлежащих установлению при открытии счета, клиенты обязаны представлять в банк необходимые документы (их копии), подтверждающие изменение данных сведений (пункт 1.9 Инструкции № 153-И).

Как следует из пункта 1.10 Инструкции 153-И, Банк обязан систематически обновлять информацию о клиентах, подлежащую установлению при открытии счета, а также о лицах, личности которых необходимо установить при открытии счета, в порядке, установленном банковскими правилами. Одновременно в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, норм Положения № 499-П, идентификация клиента и (или) выгодоприобретателя означает установление, в частности, следующих сведений:

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), сведения о бенефициарном владельце, сведения, подтверждающие наличие у лица полномочий представителя клиента, серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения;

в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения, адрес юридического лица, а также дополнительные сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов – юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица [5].

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.7 Инструкции № 153-И кредитная организация также обязана установить личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом подписи, а также лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий (далее - аналог собственноручной подписи).

В силу пункта 10.2 Инструкции № 153-И в юридическое дело помещаются документы и сведения, представляемые клиентом (его представителем) при открытии счета, документы, представляемые в случае изменения указанных сведений, а также иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия счета. При этом пунктом 4.1 Инструкции № 153-И предусмотрено, что для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляются, в том числе:

- карточка[6] (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.12 настоящей Инструкции);

- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

Из вышеизложенного, по нашему мнению следует, что в целях исполнения обязанностей по идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев при получении Банком информации об изменении сведений из открытых информационных источников и в случае возникновения сомнений в точности ранее полученной информации, Банк обязан осуществить обновление (изменение) данных о клиенте - юридическом лице (бенефициарном владельце), а также внести соответствующие записи в Анкету клиента[7], формируемую в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ, в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Вместе с тем, проанализировав приведенный в статье 5 Закона № 129-ФЗ перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, консультанты приходят к выводу, что подавляющая часть указанных сведений в целях исполнения  требований Закона № 115-ФЗ и изданных в его развитие подзаконных актов должна быть подтверждена документами, предоставляемыми «идентифицируемыми» клиентами. Так, в случае изменения сведений об учредителях (участниках) юридического лица, а также лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, Банк в силу требований Положения № 499-П должен располагать документами, подтверждающими полномочия таких лиц, а также сведениями о реквизитах документов, удостоверяющих личность. Кроме того, к числу сведений, установление (изменение) которых предписано подтвердить документально подлинниками или засвидетельствованными в нотариальном порядке копиями учредительных документов, в том числе, о вносимых изменениях, включая подтверждающие документы о размере указанного в учредительных документах уставного капитала, сведениями о лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет путем направления запроса клиенту о предоставлении вышеуказанных документов в порядке, предусмотренном программой идентификации клиента в ПВК по ПОД/ФТ, относится информация о  местонахождении юридического лица.

Следовательно, Банк вправе произвести обновление (изменение) сведений о юридическом лице на основании данных информационных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только в части тех сведений, для которых законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не предусмотрена обязательность документального подтверждения, полученного (предоставленного) от идентифицируемого клиента.

В случае отказа клиента от предоставления документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с реализацией ПВК по ПОД/ФТ, кредитная организация на законных основаниях вправе отказать в предоставлении услуги либо совершении банковской операции.

Вместе с тем, как было указано выше, в силу статьи 7 Закона № 115-ФЗ в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма кредитные организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Таким образом, при обнаружении Банком с использованием информационных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изменений данных о клиенте, но не исполнении обязанности по обновлению (изменению) идентификационных данных в течение семи рабочих дней, следующих за днем обнаружения  таких изменений, по нашему мнению, имеет место неисполнение Банком обязанностей, предписанных законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что у Банка не возникает обязанности осуществлять обновление (изменение) данных о клиенте в связи с получением информации об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, без  предоставления клиентом подтверждающих документов, свидетельствующих о таких изменениях. Однако, рассматриваемое событие является основанием для осуществления Банком обоснованных и доступных мер по получению от клиента документов, подтверждающих такие изменения.

Документы и литература.

1.                       ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2.                       Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3.                       Закон № 129-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

4.                       Закон № 395-1 - Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

5.                       Закон № 191-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2016г. № 191-ФЗ «О внесении изменении в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

6.                       Закон № 86-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

7.                       Положение № 375-П - Положение Банка России от 02.03.2012г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

8.                       Положение № 499-П - Положение Банка России от 15.10.2015г. № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

9.                       Инструкция № 153-И - Инструкция Банка России от 30.05.2014г. №  153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»; (вступила в силу с 1 июля 2014 года);

10.                   Приказ № САЭ-3-09/325 - Приказ ФНС от 15.07.2005г. № САЭ-3-09/325 «О порядке предоставления кредитным организациям сведений, содержащихся в государственных реестрах, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».



[1] В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в числе прочих, кредитные организации.

[2] Согласно статье 7 Закона № 115-ФЗ «Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;

эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

иностранными организациями, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;

иностранными структурами без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

В случае, если в результате принятия предусмотренных настоящим Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента».

[3] Согласно Приказу ФНС от 15.07.2005г. № САЭ-3-09/325, устанавливающему порядок предоставления кредитным организациям сведений, содержащихся в государственных  реестрах, в соответствии с Законом № 115-ФЗ, «предоставление кредитной организации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, осуществляется по запросу, составленному в произвольной форме с указанием следующей информации:

полное наименование кредитной организации, ОГРН, ИНН/КПП, адрес (место нахождения);

полное наименование юридического лица, идентифицируемого в соответствии со статьей 7 Закона № 115-ФЗ, ОГРН, ИНН/КПП.

При идентификации иностранной организации указывается ее код (КИО).

При идентификации на основании запроса уполномоченного органа указываются реквизиты данного запроса. Запрос подписывается руководителем кредитной организации либо специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[4] Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.

[5] Согласно Приложению 2 к Положению № 499-П к дополнительные сведениям (документам), получаемых в целях идентификации клиентов - юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, относятся, в частности, сведения:

- код юридического лица в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (при наличии);

- сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности.

- сведения об органах юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем одним процентом акций (долей) юридического лица, структура и персональный состав органов управления иностранной структуры без образования юридического лица (при наличии).

- сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) клиента.

- сведения, предусмотренные Приложением 1 к Положению № 499-П.

[6] Согласно абзацу 4 пункту 7.5 Инструкции 153-И «в карточке, представляемой клиентом - юридическим лицом, указывается лицо (лица), наделенное (наделенные) правом подписи.

Право подписи принадлежит единоличному исполнительному органу клиента - юридического лица (единоличному исполнительному органу), а также иным сотрудникам (работникам), наделенным правом подписи клиентом - юридическим лицом, в том числе на основании распорядительного акта, доверенности».

[7] Сведения, включаемые в Анкету клиентов – юридических лиц перечислены в Приложении 2 к Положению № 499-П.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел