Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу привлечения к административной ответственности в случае предоставления налоговых расчетов с нарушением установленного срока

Департамент банковского аудита по вопросу привлечения к административной ответственности в случае предоставления налоговых расчетов с нарушением установленного срока

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

11.08.2017
Вопрос

Описание ситуации.
Банк по ситуации, описанной в полученной консультации от 16.12.2016 г. (Конс-280), предоставил в территориальную налоговую инспекцию расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество за 1, 2, и 3 кварталы 2016г. с нарушением сроков предоставления данных расчетов, а также одновременно произвел уплату авансовых платежей.  
Налоговая декларация по налогу на имущество за 2016г. в тот же территориальный налоговый орган была предоставлена раньше сроков с досрочной уплатой окончательной суммы налога по расчету.
Банк по требованию уплатил пени за несвоевременную уплату авансовых платежей.
Налоговой инспекцией выставлено требование об уплате штрафов по п.1 ст.126 НК РФ, что не вызывает возражений со стороны Банка.
При этом Банку направлено уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении по ст.15.6 КоАП.
Статья 15.6 КоАП выбрана, по мнению налоговой инспекции, совершенно правильно для рассмотрения последствий правонарушений в отписанной ситуации.

Вопрос.
Правомерно ли применительно к данной ситуации составление протокола об административном правонарушении по статье 15.6 КоАП в отношении руководства Банка или иного ответственного лица?
Ответ

Мнение консультантов.

Согласно пункту 1 статьи 383 НК РФ налог на имущество организаций (далее по тексту - налог) и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 НК РФ (пункт 2 статьи 383 НК РФ).

Если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 386 НК РФ, по истечении каждого  отчетного и налогового периода налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога),  налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию, соответственно (пункт 1 статьи 386 НК РФ). Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу предоставляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации  - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункты 2, 3 статьи 386 НК РФ). 

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (пункты 1, 2 статьи 379 НК РФ).

Как следует из текста вопроса, Банк предоставил в территориальную налоговую инспекцию расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество за 1, 2, и 3 кварталы 2016г. и произвел расчеты с бюджетом по авансовым платежам за эти отчетные периоды с нарушением сроков, установленных налоговым законодательством. По требованию налогового органа Банком уплачены пени  за несвоевременную уплату авансовых платежей.

Налоговой инспекцией выставлено требование Банку об уплате штрафов на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, что не вызывает возражений со стороны Банка. Кроме того, Банку направлено уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 15.6 КоАП РФ.

В сложившейся ситуации Банк просит консультантов высказать мнение о правомерности привлечения должностных лиц (иных ответственных лиц) Банка к административной ответственности в соответствии с нормами статьи 15.6 КоАП РФ.

Согласно пункту 15 статьи 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организации подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, в пределах своей компетенции составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Как определено пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственностьЮридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ). При этом, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Об этом сказано в пункте 3 статьи 2.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Одновременно,  подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что  поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является  непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Административная ответственность должностных лиц за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3 – 15.9, а также статьей 15.11 КоАП РФ. В частности, согласно пункту  1 упоминаемой в тексте вопроса статьи 15.6 КоАП РФ административным правонарушением признается  непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Ответственность за совершение данного правонарушения определена в форме наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Таким образом, событием административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ, является, в том числе непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

В рассматриваемом случае расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество за 1, 2, и 3 кварталы 2016г. представлены Банком в территориальную налоговую инспекцию с нарушением сроков, установленных налоговым законодательством. Следовательно, по нашему мнению, имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ, что является основанием для привлечения должностных лиц Банка к административной ответственности, определенной данной нормой КоАП РФ.

 

Документы и литература.

1.    НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.    КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел