Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита о Проекте внесения изменений в Закон № 54-ФЗ

Департамент общего аудита о Проекте внесения изменений в Закон № 54-ФЗ

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

17.09.2015
Вопрос

Согласно проекту закона о внесении изменений в закон 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении ККТ», опубликованному в июне 2015 года, организации должны с 01 января 2016 года передавать данные с ККТ в налоговые органы. Кассы, зарегистрированные до 01.01.2016, могут продолжать работать по старой редакции этого закона до истечения срока амортизации данной ККТ, но не свыше 7 лет.
Когда организация должна приобрести новую ККТ и поставить ее на учет в ИФНС согласно новому проекту закона 54-ФЗ от 22.05.2003, если по состоянию на 01.10.2015 у нее имеется ККТ, служащая 8 лет?
Ответ

До настоящего времени на стадии рассмотрения находился Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"[1], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Проект) предусматривающий переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде.

Пунктом 1 статьи 7 Проекта предусмотрено, что Закон № 54-ФЗ в редакции настоящего Проекта вступит в силу с 1 января 2016 года.

При этом на основании пункта 4 статьи 7 Проекта контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 1 января 2016 года, применяется в порядке, установленном для ее применения, регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Контрольно-кассовая техника, указанная в абзаце 1 настоящего пункта, применяется до момента истечения установленного изготовителем срока полезного использования такой контрольно-кассовой техники, исчисляемого с момента ее первой регистрации в налоговом органе, но не более 7 лет с момента ее первой регистрации в налоговом органе.

Отметим, что на этапе проведения публичных обсуждений текст Проекта был доработан. В частности, пункт 4 статьи 7 Проекта изложен в следующей редакции:

«4. Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 1 января 2016 года, применяется в порядке, установленном для ее применения, регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами в течение трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона».

Таким образом, исходя из условий доработанного Проекта, Организация вправе использовать ККТ, зарегистрированную до 1 января 2016 года, в течение трех лет с момента вступления в силу Проекта.

В свою очередь, доработанный Проект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия.

Так, в Заключении об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 07.09.15 № 24677-ОФ/Д26и (далее - Заключение) было, в частности, отмечено:

«…представляется, что декларируемые разработчиком проекта акта цели по снижению административной и финансовой нагрузки на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключению необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращению ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, могут быть достигнуты только в отношении организаций, которые согласно законодательству Российской Федерации обязаны при расчетах с покупателями (клиентами) использовать ККТ, и только при условии плавного перехода к новым требованиям.

Учитывая количество субъектов проектируемых правоотношений, количество необходимого оборудования (в том числе нового вида), а также значительное количество подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации проекта акта, в том числе в части технических требований к новому виду ККТ, считаем необходимым предусмотреть длительный переходный период (не менее 7 лет), в течение которого наравне с возможностью применения ККТ с функцией передачи фискальных данных в пользовании могут находится действующие в настоящее время ККТ без указанной функции.

Кроме того, до насыщения рынка новыми видами ККТ, в целях не допущения ажиотажного спроса и дефицита указанной техники представляется необходимым предусмотреть достаточный период (не менее трех лет), в течение которого субъекты предпринимательской деятельности смогут приобретать те виды ККТ, которые легитимны в настоящее время (без функции передачи фискальных данных)».

Из пункта 14 Заключения следует:

«Согласно пункту 4 статьи 7 проекта акта ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 1 января 2016 года, применяется в порядке, установленном до ее применения, регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации Законом № 54-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами в течение трех лет с момента вступления в силу проекта акта.

Вместе с тем, согласно пункту 4 поручения Минфину России поручено внести проект акта «с учетом предоставления пользователям ранее приобретенной контрольно-кассовой техники права на использование моделей этой техники до истечения срока полезного использования».

Обращаем внимание на необоснованность проектируемого трехлетнего периода использования ККТ, находящихся в пользовании в момент вступления в силу проекта акта. Представляется необходимым определить период использования, как это определено в поручении - до истечения срока полезного использования.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты
‎ и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц
‎ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ».

Таким образом, рассматриваемый нами Проект до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Более того, он получил отрицательную оценку регулирующего воздействия, в связи с тем, что на законодательном уровне предполагается постепенный переход к использованию ККТ с функцией передачи фискальных данных в течение 7 лет.

С учетом изложенного, считаем, что в настоящее время у Организации в принципе отсутствует обязанность приобретать ККТ с функцией передачи фискальных данных.

Коллегия Налоговых Консультантов, 10 сентября 2015 года.



[1] Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.03 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел