Департамент Общего аудита по вопросу начисления НДС при безвозмездной передаче транспортных средств органу государственной власти
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
АО заключило договор дарения транспортных средств.
Одаряемый по договору: город федерального значения Севастополь, от имени которого действует Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Требуется ли начислять НДС с безвозмездной передачи имущества или возможно применение льготы, предусмотренной пп.5, п.2, ст.146 НК РФ?
Из дополнительных пояснений следует, что транспортные средства были учтены Организацией в составе основных средств и эксплуатировались для осуществления уставной деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, в общем случае безвозмездная передача товаров облагается НДС.
Вместе с тем в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции, утв. Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.15 № 521-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Из приведенной формулировки следует, что Департамент по имущественными и земельным отношениям города Севастополя является органом власти.
В связи с этим, безвозмездная передача объектов основных средств (транспортных средств) Департаменту по имущественными и земельным отношениям города Севастополя не подлежит обложению НДС.
При этом в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, за исключением: операций, предусмотренных подпунктами 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса[1]; операции, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта; выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации российскими авиационными предприятиями в рамках миротворческой деятельности и осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера в рамках Организации Объединенных Наций (в отношении воздушных судов, двигателей и запасных частей к ним); передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц; передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Из приведенных норм следует, что при передаче основных средств на безвозмездной основе органам государственной власти и управления суммы НДС по основным средствам, принятые к вычету при их приобретении, подлежат восстановлению в указанном выше порядке (с остаточной стоимости).
Данный вывод подтверждается контролирующими органами.
Письмо Минфин РФ от 29.04.16 № 03-07-11/25386:
«Что касается безвозмездной передачи имущества в собственность органов местного самоуправления, то в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса, указанным в письме, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
В связи с этим в случае безвозмездной передачи органу местного самоуправления объектов основных средств суммы налога, ранее принятые налогоплательщиком к вычету по товарам, работам (услугам), используемым при создании этих объектов, в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса».
Письмо Минфин РФ от 04.11.12 № 03-07-09/158:
«Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в п. 2 данной статьи Кодекса, в числе которых предусмотрены операции по реализации (передаче) товаров, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 2 ст. 146 Кодекса.
Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления, согласно пп. 5 указанного п. 2 ст. 146 Кодекса, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, в случае передачи основных средств на безвозмездной основе органам государственной власти и управления суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, принятые к вычету при их приобретении, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке».
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации:
- безвозмездная передача объектов основных средств органу государственной власти не подлежит обложению НДС;
- с остаточной стоимости передаваемых основных средств Организации необходимо восстановить принятый ранее к вычету НДС.
Коллегия Налоговых Консультантов, 18 июля 2016г.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Назад в раздел