Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу правового статуса писем ФНС и Минфина РФ, а так же правомерности отказа Минфина в даче письменных разъяснений по конкретной хозяйственной ситуации

Департамент общего аудита по вопросу правового статуса писем ФНС и Минфина РФ, а так же правомерности отказа Минфина в даче письменных разъяснений по конкретной хозяйственной ситуации

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

24.11.2016
Вопрос

Организация направляла письмо в Минфин РФ для разъяснения порядка налогообложения конкретной хозяйственной операции. В ответе Минфина РФ содержалась следующая формулировка:
«В связи с Вашим письмом Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом министерства финансов Российской Федерации от 15.06.12 № 82н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации и практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций».

1. Является ли ответ Минфина правомерным?
2. Ответ какого органа будет иметь законную силу?
Ответ

Об отказе Минфина РФ в даче разъяснений по конкретной хозяйственной ситуации

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов определены статьёй 34.2 НК РФ:

«1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.»

Согласно подпункту 7.7 Регламента Минфина РФ[1] министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. В указанных случаях директора департаментов информируют об этом заявителей.

В соответствии с подпунктом 11.4 в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. В указанных случаях директора департаментов информируют об этом заявителей.

Российское законодательство не определяет критерии по которым вопрос налогоплательщика подпадает под формулировку «конкретная хозяйственная ситуация». По нашему мнению, если в исходящем письме Организацией описана конкретная хозяйственная ситуация, требующая рассмотрения по существу, Минфин РФ формально правомерно может сослаться на вышеприведённые нормы регламента.

О запросе разъяснений в ФНС

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Таким образом, налоговый орган обязан:

1. Информировать налогоплательщика о налогах и сборах, нормативных актах, порядке исчисления и уплаты налогов.

2. Разъяснять порядок заполнения налоговых деклараций.

В соответствии с пунктом 6.3 Постановления Правительства РФ от 30.09.04 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 4.3.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками[2], индивидуальное информирование налогоплательщиков в письменной форме производится в следующем порядке:

«4.3.2.1. Запросы налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах, сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о порядке заполнения форм налоговой отчетности, поступившие от налогоплательщиков в инспекцию ФНС России по почте или лично, зарегистрированные отделом финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), направляются руководителем или его заместителем в установленном порядке в отдел работы с налогоплательщиками для подготовки ответов.

В отделе работы с налогоплательщиками запросы налогоплательщиков, поступившие в налоговый орган в письменной форме не позднее следующего дня, подлежат регистрации в информационном ресурсе налогового органа.

4.3.2.2. В случае, если запрос не относится к компетенции налоговых органов, такие обращения в 5-дневный срок необходимо направить по почте (через отдел общего и финансового обеспечения (общего обеспечения)) по принадлежности и проинформировать об этом заявителей.

Второй экземпляр письма остается на хранение в отделе работы с налогоплательщиками.

4.3.2.3. Ответ должен быть дан налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса в налоговый орган от налогоплательщика (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

4.3.2.4. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием ФИО, номера телефона исполнителя.»

Таким образом, Организация имеет право обратиться за разъяснениями в ФНС. При этом, в тридцатидневный срок письменный ответ должен быть предоставлен налоговым органом.

Об ответственности за налоговое правонарушение, в случае выполнения письменных разъяснений ФНС

В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаётся выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Из данных норм следует, что выполнение Организацией письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ей либо неопределенному кругу лиц налоговым органом, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Налогоплательщик так же освобождается от начисления пеней на сумму недоимки.

Однако, следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы могут давать разъяснения только по вопросам заполнения налоговой декларации. В отношении налогов и сборов налоговый орган вправе информировать налогоплательщика, но не давать разъяснения.

Следовательно, формально письменные разъяснения, полученные от ФНС по вопросам применения налогового законодательства носят информационный характер и не освобождают налогоплательщика от ответственности за налоговое правонарушение.

Данное мнение подтверждается Постановлением ФАС Западно - Сибирского округа от 02.02.11 по делу № А45-8771/2010:

«Ссылка Предпринимателя на неправомерный отказ Инспекции в разъяснении применения ЕНВД в проверяемом периоде, на предмет правомерности и правильности применения законодательства о налогах и сборах, обоснованно отклонена судами исходя из положений статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку к компетенции налоговых органов в части разъяснительной работы относится только разъяснение порядка заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а разъяснение иных вопросов законодательства о налогах и сборах в их компетенцию не входит.

Таким образом, суд кассационной инстанции признает выводы арбитражных судов о том, что информация налогового органа, выходящая за пределы вопросов о порядке заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), не признается соответствующей требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве обстоятельства, исключающего вину в совершении налогового правонарушения, законными и обоснованными.»

Коллегия Налоговых Консультантов, 27 октября 2016 года



[1] Приказ Минфина РФ от 15.06.12 № 82н «Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации»

[2] Приказ ФНС РФ от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» (далее – Регламент организации работы с налогоплательщиками)


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел