Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу приема на работу гражданина Таджикистана

Департамент общего аудита по вопросу приема на работу гражданина Таджикистана

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

14.03.2017
Вопрос

Просим Вас разъяснить, требуется ли разрешение на работу или патент гражданину Таджикистана, временно пребывающего в России, для принятия его работу на склад в г. Москве в должности грузчика или оператора 1С. У нашей организации есть действующие оптовая и розничная лицензии на продажу алкогольной продукции. Есть ли квоты на принятие иностранных граждан в такие организации?
Ответ

Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется нормами Федерального закона № 115-ФЗ.[1]

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ даны следующие понятия:

разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Из представленных документов следует, что гражданином Республики Таджикистан получено разрешение на временное проживание в Ивановской области.

Таким образом, при применении положений Федерального закона № 115-ФЗ гражданин Таджикистана является временно проживающим в РФ.

 

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

При этом указанный порядок не распространяется на иностранных граждан постоянно или временно проживающих в Российской Федерации (подпункт 1 пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

Таким образом, временно проживающему в РФ иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент.

 

В то же время  на основании пункта 5 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Из правила, предусмотренного пунктом 5 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ, пунктом 6 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено исключение.

Так, на основании пункта  6 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

 

Перечень профессий и должностей, по которым иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, определен пунктом 2 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 28.07.10 № 564н.

В указанном перечне отсутствуют должности грузчик или оператор 1С. Таким образом, в Вашем случае гражданин Республики Таджикистан, временно проживающий на территории РФ, не вправе осуществлять трудовую деятельность в г. Москве по указанным Вами должностям.

Статьей 18.15 КоАП предусмотрена административная ответственность  за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

В соответствии с пунктом 1 статьи 18.15 КоАП привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

 

Согласно пункту 5 статьи 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.12.16 № 1315[2] на 2017 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в частности:

- торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) - в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Какие либо иные ограничения или квоты в рассматриваемом случае при принятии на работу гражданина Республики Таджикистан, временно проживающего на территории РФ, в  Организацию, осуществляющую розничную и оптовую торговлю алкогольной продукцией, действующим законодательством не предусмотрены.

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 28 февраля 2017 года



[1] Федеральный закон от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

[2] Постановление Правительства РФ от 08.12.16 № 1315 «Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел