Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу проведения обязательного аудита при реорганизации

Департамент общего аудита по вопросу проведения обязательного аудита при реорганизации

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

21.08.2014
Вопрос

Общество с ограниченной ответственностью  планирует реорганизацию юридического лица в форме присоединения к другому обществу с ограниченной ответственностью. У обоих обществ один и тот же 100% участник. Реорганизация планируется в 3 квартале.
Вопрос:
Необходим ли обязательный заключительный аудит в присоединяемом обществе?
Ответ

Случаи, в которых организации подлежат обязательному аудиту, установлены статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ (далее – Закон № 307-ФЗ).

Так, пунктом 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ установлено, что обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, перечень случаев, когда организации подлежат обязательному аудиту, не является исчерпывающим, и отдельными Федеральными законами также могут предусматриваться случаи, когда необходимо проведение аудита[1].

Порядок проведения реорганизации регулируется нормами главы V «Реорганизация и ликвидация общества» Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-ФЗ (далее – Закон № 14-ФЗ), а также положениями статей 57 - 59 ГК РФ.

Так, в силу пункта 1 статьи 51 Закона № 14-ФЗ общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (пункт 2 статьи 51 Закона № 14-ФЗ).

Пунктами 1 и 3.1 статьи 53 Закона № 14-ФЗ предусмотрено, что присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества (пункт 3 статьи 51 Закона № 14-ФЗ).

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом (пункт 5 статьи 51 Закона № 14-ФЗ).

При этом ни нормами Закона № 14-ФЗ, ни нормами ГК РФ не предусмотрено проведение обязательного аудита в случае проведения реорганизации в форме присоединения.

На основании изложенного, считаем, что, в случае проведения реорганизации ООО в форме присоединения его к другому ООО проведение обязательного аудита не предусмотрено.



[1] Например, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 20 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 30.12.04 № 214-ФЗ (далее – Закон № 214-ФЗ) застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности.

При этом застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» от 24.07.08 № 161-ФЗ случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство (пункт 1 статьи 2 Закона № 214-ФЗ).

Из приведенных норм можно сделать вывод, что в соответствии с требованиями Закона № 214-ФЗ застройщики также подлежат обязательному аудиту.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел