Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент Общего аудита по вопросу создания резерва по сомнительным долгам

Департамент Общего аудита по вопросу создания резерва по сомнительным долгам

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

20.06.2016
Вопрос

Обязана ли организация создавать резерв по сомнительным долгам в БУ и НУ?
Ответ

Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктом 70 Положения № 34н[1] организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Из приведенной нормы, следует, что у Организации отсутствует право выбора в отношении создания резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете.

Однако резерв создается только в том случае, если в Организации имеется задолженность, признаваемая сомнительной.

В свою очередь критерии сомнительности Организация определяет самостоятельно в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

При этом необходимо учитывать следующее.

Письмо Минфина РФ от 27.01.12 № 07-02-18/01:

«В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна обеспечивать, наряду с другими требованиями, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).

Резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, то создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов».

Таким образом, в случае, если дебиторская задолженность отвечает понятию «сомнительная», установленному в учетной политике, производится оценка вероятности погашения долга и в соответствии с данной оценкой определяется величина резерва.

Налоговый учет

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам регулируется пунктами 3-5 статьи 266 НК РФ.

Таким образом, создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является правом, а не обязанностью Организации.

В случае принятия решения о создании резерва по сомнительным долгам в налоговом учете Организация фиксирует свой выбор в учетной политике для целей налогообложения (статья 313 НК РФ).

Данный вывод подтверждается Письмом УФНС РФ по г. Москве от 20.06.11 № 16-15/059211@.2:

«Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, который предусмотрен статьей 266 Налогового кодекса РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 266 Налогового кодекса РФ суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными согласно статье 266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Вместе с тем статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

При принятии решения о формировании резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли в учетную политику должны быть внесены соответствующие изменения».

Подводя итоги вышеизложенному можно сделать следующий вывод:

- в бухгалтерском учете создание резерва по сомнительным долгам является обязательным;

- в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам являться правом Организации.

Коллегия Налоговых Консультантов, 15 июня 2016г.



[1] Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел