Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду передвижных источников

Департамент общего аудита по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду передвижных источников

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

07.08.2015
Вопрос

Наша организация осуществляет автобусные пассажирские перевозки. До 2015 г организация платила экологический сбор с машин.
      Согласно изменений в законодательстве, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ, с 2015 года экологическим сбором не облагаются нестационарные (передвижные) источники. Такое разъяснение приводит Минприроды РФ в Письме от 10.03.2015 № 12-47/5413.
     Однако специалисты-экологи высказывают различное мнение по срокам отмены взимания экологического сбора с передвижных источников, в том числе с пассажирского транспорта.
    

      С какого периода наша организация имеет право не исчислять и не уплачивать экологический сбор за транспортные средства?
Ответ

Федеральным законом от 21.07.14 № 219-ФЗ[1] были внесены изменения в ряд действующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты окружающей среды, в том числе в:

1. Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

2. Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Рассмотрим внесенные изменения, касающиеся платы за выбросы передвижных источников, оказывающих негативное воздействие.

Согласно новой редакции статьи 28 Закона № 96-ФЗ за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ранее, старая редакция статьи 28 Закона № 96-ФЗ предусматривала взымание платы за загрязнение атмосферного воздуха без уточнения источника загрязнения. В связи с этим, плата взымалась как с передвижных, так и стационарных источников.

Новая редакция статьи 28 Закона № 96-ФЗ вступила в силу с 01.01.15 (пункт 1 статьи 12 Закона № 219-ФЗ).

В свою очередь, были внесены изменения в Закон № 7-ФЗ, в частности в статью 16, согласно новой редакции которой, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

-выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

-сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;

-размещение отходов производства и потребления.

Таким образом, образом, новые редакции Законов № 96-ФЗ и № 7-ФЗ исключают передвижные источники, из источников загрязнения, выбросы которых подлежат оплате.

Однако, новая редакция статьи 16 Закона № 7-ФЗ вступит в силу только с 01.01.16 (пункт 3 статьи 12 Закона № 219-ФЗ).

Соответственно, на данный момент действует старая редакция статьи 16 Закона № 7-ФЗ, которая звучит следующим образом:

1.Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

-выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

-сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

-загрязнение недр, почв;

-размещение отходов производства и потребления;

-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

-иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

То есть, в настоящее время действует формулировка, которая не уточняет источники негативного воздействия на окружающую среду.

При этом в Постановление Правительства РФ от 12.06.03 № 344[2] изменения не вносились, соответственно, нормативны платы за негативное воздействие на окружающую среду, продолжают действовать не только в отношении стационарных источников, но и в отношении передвижных.

Таким образом, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что на данный момент в отношении источников негативного воздействия действуют два равнозначных нормативно-правовых акта. При этом данные акты, по нашему мнению, не противоречат друг другу, а, скорее дополняют. Закон № 96-ФЗ устанавливает плату за выбросы стационарных источников, а Закон № 7-ФЗ предусматривает помимо стационарных источников, ещё и передвижные.

По нашему мнению, в связи с создавшейся коллизией норм Законов № 96-ФЗ и 7-ФЗ, следует руководствоваться положениям Закона № 7-ФЗ на основании следующего.

И тот и другой закон предусматривают плату за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с этим, Законом № 96-ФЗ не установлены ни размер платы, ни орган, который должен его определить. То есть в Законе № 96-ФЗ, в отличие от норм Закона № 7-ФЗ, отсутствует порядок выполнения обязанностей по уплате.

Кроме того, согласно пояснительной записке к законопроекту Закон № 219-ФЗ направлен на совершенствование системы нормирования воздействий на окружающую среду, что обусловлено необходимостью формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

Целями проекта Закона № 219-ФЗ являются формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, предусматривающей установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и позволяющей снизить негативные воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии.

В целях приведения в соответствие с предлагаемыми положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон № 96-ФЗ и иные нормативно-правовые акты.

Из указанных пояснений, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что изменения, вносимые в Закон № 7-Ф, направлены на улучшение системы нормирования воздействий на окружающую среду. В свою очередь, изменения, вносимые в иные нормативно-правовые акты, в том числе Закон № 96-ФЗ, связаны с приведением их в соответствие с Законом № 7-ФЗ.

На основании изложенного, считаем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду передвижных источников, должна взыматься до вступления в силу новой редакции статьи 16 Закона № 7-ФЗ, т.е. до 01.01.16.

Следует отметить, что, по нашему мнению, вопрос уплаты экологического сбора с передвижных источников, может быть решен также в пользу его отмены с 01.01.15, на основании следующего.

Согласно статье 28 Закона № 96-ФЗ за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть, Закон № 96-ФЗ устанавливает объект с которого взымается плата, при этом плата взымается в соответствии с законодательством РФ.

Как мы указали выше, сам Закон № 96-ФЗ не устанавливает эту плату и не содержит каких-либо указаний на то, кто и каким образом должен ее установить. Соответственно, плательщики должны обратиться к иным нормативно-правовым актам, в том числе к Закону № 7-ФЗ.

Данный закон, предусматривает плату не только для стационарных источников, но и передвижных. С другой стороны, Закон № 7-ФЗ устанавливает общие нормы в сфере взаимодействия общества и природы, а специализированные нормы устанавливаются иными нормативно-правовыми актами в отношении отдельных элементов окружающей среды (например, Закон № 96-ФЗ об охране атмосферного воздуха).

Следовательно, именно специализированные нормативно-правовые акты должны устанавливать объекты, чье воздействие является платным.

Так, Законом № 96-ФЗ плата введена только в отношении стационарных объектов. Соответственно, плата с передвижных источников взыматся не должна, даже в случае, если иными актами ее размер установлен.

Однако, данный подход, на наш взгляд, является спорным, так как в случае, если бы законодатель предполагал освобождение от взымания платы с передвижных источников с 01.01.15, то аналогичные изменения, внесенные в Закон № 7-ФЗ, ступали бы в силу также 01.01.15, а не через год. Кроме того, как было указано выше, изменения в законодательство в области охраны окружающей среды, прежде всего, вносились в Закон № 7-ФЗ, изменения в остальные нормативно-правовые акты были связаны с приведением их в соответствие с новыми нормами Закона № 7-ФЗ. Соответственно, можно предположить, что, несмотря на новую формулировку Закона № 96-ФЗ, освобождение от взымания платы с передвижных источников с 01.01.15 законодателем, скорее всего, не предполагалось.

Следует отметить, что, по мнению Минприроды РФ, высказанному в письме от 10.03.15 № 12-47/5413, в связи с вступившими изменениями статьи 28 Закона № 96-ФЗ с 1 января 2015 года, взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

При этом Минприроды РФ не объясняет взаимодействие положений статьи 28 Закона № 96-ФЗ и норм Закона № 7-ФЗ, который содержит старые формулировки.

Другие разъяснения по данному вопросу на текущий момент отсутствуют.

В связи с этим, мы не можем исключить риск претензий со стороны контролирующего органа в случае, если Организация примет решение следовать рекомендациям Минприроды РФ.

При этом следует отметить, что согласно статье 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;

- на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.

Учитывая размеры штрафов за не уплату экологического сбора, рекомендуем принять управленческое решение в отношении необходимости внесения платы за выбросы от передвижных источников, с учетом имеющихся рисков.



[1] О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

[2] «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел