Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент Общего аудита по вопросу выплаты компенсации в связи с переездом к новому месту жительства в другую местность

Департамент Общего аудита по вопросу выплаты компенсации в связи с переездом к новому месту жительства в другую местность

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

18.07.2016
Вопрос

Сотрудник, работающий в Норильске, расторгает трудовой договор с Компанией
При этом с ним есть подписанное соглашение к трудовому договору, что «Работодатель компенсирует Работнику перевозку личных вещей в связи с переездом к новому месту жительства в другую местность на основании подтверждающих документов, предоставленных Работодателю, в том числе и в том случае, если трудовой договор с Работником на момент переезда уже будет прекращен.»
1) Облагается ли данная компенсация НДФЛ?
2) Необходимо ли Компании удержать НДФЛ с данной выплаты?
3) Необходимо ли Компании уплачивать страховые взносы  с данной выплаты?
4) Вправе ли Компания учесть данные расходы в качестве уменьшающих базу по налогу на прибыль?
Ответ

Трудовые отношения

Город Норильск включён в Перечень районов крайнего севера и местностей, приравненных к районам крайнего севера, на которые распространяется действие указов президиума верховного совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях[1].

В соответствии со статьёй 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В соответствии с частью 3 статьи 326 ТК РФ работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда РФ, федерального государственного учреждения и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

В соответствии с частью 5 статьи 326 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.[2]

Таким образом, ТК РФ предусматривает оплату проезда и провоза багажа работника федерального государственного органа и членов его семей в случае переезда в другую местность из районов крайнего севера при расторжении трудового договора, в размере фактических затрат.

При этом, остальные работодатели вправе предусмотреть порядок и размеры выплаты компенсаций в локальном нормативном акте, трудовом договоре.

Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 08.10.10 № 93-В10-2:

«В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что приказом директора Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" от 3 июня 2008 г. N 120 было утверждено Положение "О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для работников ФГУП "Аэропорт Магадан" и компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в связи с расторжением трудового договора", принятое с учетом мнения первичной профсоюзной организации авиаработников Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан".

Пунктом 3.1 названного Положения установлено, что работникам предприятия, состоящим в трудовых отношениях с предприятием не менее трех лет, в случае расторжения трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, возмещаются расходы, связанные с переездом к новому месту жительства в другую местность, в следующем порядке и на следующих условиях: оплата проезда по фактическим расходам до места постоянного жительства воздушным, водным и железнодорожным транспортом; оплата по фактическим расходам провоза багажа водным, железнодорожным и автомобильным транспортом не более одного контейнера домашних вещей весом не более пяти тонн.

В соответствии с частью 5 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Аналогичные положения содержатся в статье 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Магадан" в силу положений статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации не относится к предприятиям и организациям бюджетной сферы, является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения (коммерческая организация).

Поскольку действующим федеральным законодательством предусмотрено самостоятельное определение размера, условий и порядка предоставления компенсаций на переезд и стоимость провоза имущества из районов Крайнего Севера для работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, то выводы суда относительно несоответствия нормам Трудового кодекса Российской Федерации и иным федеральным законам пункта 3.1 Положения "О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для работников ФГУП "Аэропорт Магадан" и компенсации расходов связанных с переездом к новому месту жительства в связи с расторжением трудового договора" и, как следствие, об удовлетворении требований, заявленных Магаданским транспортным прокурором, не основаны на законе.»

В Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 24.06.15 по делу № 33-3829/2015:

«Отсутствие на предприятии положений, устанавливающих размер, условия и порядок компенсации работникам расходов, связанных с переездом и провозом багажа к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, не освобождает работодателя от исполнения возложенных на него федеральным законом обязанностей.

Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 09.02.2012 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса РФ", нормативное положение Трудового кодекса РФ, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем, позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.»[3]

Таким образом, судебная практика указывает на то, что у Организации, не относящейся к бюджетной сфере, существует обязанность по обеспечению всех гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством для работников Крайнего Севера.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Минфин РФ в Письме от 26.05.08 № 03-04-06-01/140 указал следующее:

«Статьей 169 Трудового кодекса определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

Таким образом, суммы возмещения организацией стоимости проезда работника и членов его семьи к месту работы, производимого в связи с переездом на работу в другую местность, на основании п. 3 ст. 217 Кодекса не облагаются налогом на доходы физических лиц в размерах, установленных соглашением сторон трудового договора.

Не смотря на то, что Минфин РФ в данном письме рассмотрел случай оплаты стоимости проезда к месту работы, по нашему мнению, данный случай можно распространить и на оплату стоимости проезда из районов Крайнего Севера в случае увольнения, так как данные выплаты являются гарантиями и компенсациями в соответствии с нормами ТК РФ и заключенными трудовыми договорами.

Таким образом, по нашему мнению, данная компенсационная выплата не облагается НДФЛ.

Страховые взносы

В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ[4] не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

В Письме Минздравсоцразвития РФ от 18.08.11 № 19-5/354842-1008 указано следующее:

«Исходя из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При этом ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

В соответствии с пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

Порядок предоставления компенсаций расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлен ст. 326 Трудового кодекса РФ (далее - Трудовой кодекс).

Так, в ст. 326 Трудового кодекса предусмотрено, что лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются гарантии и компенсации, в частности, оплата стоимости проезда работника в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом.

Кроме того, работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Учитывая изложенное, упомянутые компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 326 Трудового кодекса, в виде оплаты стоимости проезда и провоза багажа работника в связи с переездом на новое место жительства не подлежат обложению страховыми взносами на основании пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом оплата стоимости проезда и провоза багажа членов семьи работников не признается объектом обложения страховыми взносами на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку они выплачиваются в рамках трудовых отношений и договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), с указанными лицами.»

Аналогичные нормы предусмотрены подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ[5] не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, сумма компенсации не подлежит обложению страховыми взносами.

Налог на прибыль

В соответствии с пунктом 12.1 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относится, в частности стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.

В Письме Минфина РФ от 10.02.10 № 03-03-06/1/59 указано:

«На основании п. 12.1 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.

Таким образом, работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при переезде к новому месту жительства законодательством гарантировано возмещение расходов не только по проезду самого работника и членов его семьи, но и возмещение расходов по провозу багажа из расчета не более 5 тонн на семью.»[6]

Таким образом, сумма рассматриваемой компенсации может быть включена в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Коллегия Налоговых Консультантов, 08 июля 2016г.



[1] Постановление Совмина СССР от 03.01.83 № 12.

[2] Аналогичные положения содержатся в статье 35 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

[3] Аналогичный вывод содержится в Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 27.05.15 по делу № 33-3222/2015.

[4] «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – закон № 212-ФЗ)

[5] «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон 125-ФЗ).

[6] Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина РФ от 22.05.08 № 03-03-06/1/329.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел