Департамент общего аудита о представительских мероприятиях и организации питания сотрудников
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
24.11.2011
Вопрос
1. На нашей фирме организуется питание сотрудников: это булки и др. выпечка, чай кофе, сахар, молоко, лимоны. Как правильно проводить данные операции, надо ли включать питание сотрудников в их доход? Надо ли вносить изменения в трудовой договор?
2. Продукты, которые мы покупаем также используем при переговорах, которые происходят в офисе. Как правильно их списать на представительские расходы, документооборот.
1. На нашей фирме организуется питание сотрудников: это булки и др. выпечка, чай кофе, сахар, молоко, лимоны. Как правильно проводить данные операции, надо ли включать питание сотрудников в их доход? Надо ли вносить изменения в трудовой договор?
2. Продукты, которые мы покупаем также используем при переговорах, которые происходят в офисе. Как правильно их списать на представительские расходы, документооборот.
Ответ
Согласно вопросу, Организация планирует бесплатно обеспечивать своих сотрудников питанием. Учитывая описание организации питания сотрудников, мы можем сделать вывод, что для сотрудников будет организован шведский стол.
При рассмотрении указанного вопроса мы будет исходить из того, что Организация планирует учитывать расходы на питание сотрудников при исчислении налога на прибыль. В связи с этим, по нашему мнению, рассмотрение данного вопроса следует начать с признания расходов на питание в целях главы 25 НК РФ.
Налог на прибыль.
В целях исчисления налога на прибыль признаются расходы, соответствующие установленным НК РФ критериям.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации[1].
При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 25 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы, в том числе, в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).
Таким образом, согласно положениям статьи 270 НК РФ, не учитываются расходы в виде стоимости бесплатно предоставляемого питания, за исключением двух случаев:
-питание работникам бесплатно предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-предоставление бесплатного питания работникам предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
С нормами пункта 25 статьи 270 НК РФ корреспондируются нормы статьи 255 НК РФ.
В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда относятся, в частности:
-стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов (пункт 4 статьи 255 НК РФ);
-другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункт 25 статьи 255 НК РФ).
Поскольку у нас отсутствует иная информация, при рассмотрении указанного вопроса, мы исходим из того, что бесплатное питание, которое Организация собирается предоставлять своим сотрудникам, не предусмотрено законодательством РФ.
Следовательно, для того, чтобы учесть расходы на питание, оно должно быть предусмотрено трудовыми договорами (коллективным договором). В связи с этим, в случае, если трудовые договора не предусматривают условие об обеспечении бесплатным питанием, Организации следует внести в них соответствующие изменения.
Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, Организация вправе учитывать расходы на бесплатное питание сотрудников в случае, если оно предусмотрено условиями трудовых договоров (коллективным договором).
Аналогичной точки зрения придерживаются также и официальные органы (например, письма Минфина РФ от 31.03.11 № 03-03-06/4/26, от 17.01.11 № 03-04-06/6-1).
Вместе с этим, считаем необходимым обратить внимание на письмо от 13.04.11 № 16-15/035625@, в котором УФНС РФ по г. Москве указало следующее:
«При этом п. 25 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно. Исключение составляет специальное питание для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, а также когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, стоимость бесплатно предоставляемых обедов может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание предусмотрено в трудовом договоре и (или) коллективном договоре.
При этом расходы на бесплатное или льготное питание, предусмотренное трудовыми и (или) коллективными договорами, рассматриваются в налоговом законодательстве в качестве расходов, уменьшающих размер налоговой базы по налогу на прибыль организаций, только если они являются частью системы оплаты труда, так как включение сумм в состав расходов на оплату труда, как и в случае иных начислений по оплате труда, предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника (с начислением НДФЛ).
В случае отсутствия такой возможности расходы на питание в целях налогообложения прибыли организаций не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, а иной порядок учета такого рода выплат в пользу работников, являющихся по сути социальными выплатами, не предусмотрен. Тогда указанные расходы не будут являться исключением, оговоренным в п. 25 ст. 270 НК РФ».
В рассматриваемой ситуации, Организация предполагает обеспечивать сотрудников питанием путем организации шведского стола. Такой порядок организации питания не позволяет, на наш взгляд, определять конкретную величину дохода каждого сотрудника. В связи с этим, учитывая мнение, высказанное в письме, мы не можем исключить риск претензий со стороны налогового органа при организации питания сотрудников через шведский стол. В такой ситуации Организации придется отстаивать свою точку зрения в суде. На данный момент имеется только одно судебное решение, в котором налоговый орган привел вышеуказанный аргумент, и оно принято в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.07.11 по делу № А29-11750/2009).
НДФЛ.
На основании статьи 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ для физических лиц – резидентов РФ является доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ.
При определении налоговой базы (согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
В пункте 2 статьи 211 НК РФ приведен перечень видов доходов в натуральной форме:
- оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
- полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, можно утверждать, что для целей 23 главы НК РФ доходом в натуральной форме признается получение лично физическим лицом товаров (работ, услуг), либо оплата товаров (работ, услуг) за физическое лицо и в интересах физического лица организациями или индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, стоимость питания, бесплатно предоставляемого Организацией своим работникам, являясь в соответствии со статьей 211 НК РФ их доходом, полученным в натуральной форме, по нашему мнению, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
При получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определена пунктом 1 статьи 211 НК РФ как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ.
В целях НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить и определяемая, в том числе, в соответствии с главой 23 НК РФ (статья 41 НК РФ).
Согласно пункту 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.99 № 42 вмененный налоговым органом физическому лицу доход в виде материального блага подлежит включению в совокупный доход этого лица в случае, если размер дохода мог быть определен применительно к данному физическому лицу.
В рассматриваемом случае, по нашему мнению, оценку получаемого каждым сотрудником дохода оценить невозможно, так как организация питания сотрудников производится через шведский стол. Следовательно, в данной ситуации, на наш взгляд, оплату работодателем стоимости питания работников нельзя включать в налоговую базу по НДФЛ.
О том, что налоговый агент не обязан включать в налоговую базу НДФЛ, в случае, если доход нельзя персонифицировать говорит также сложившаяся арбитражная практика (например, Постановления ФАС Уральского округа от 19.01.10 № Ф09-10766/09-С2 по делу № А07-633/2009, от 20.08.09 № Ф09-5950/09-С2 по делу № А07-16350/2008-А-ГАР, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.06.09 № Ф03-2484/2009 по делу № А59-174/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.08 № Ф08-478/08-265А по делу № А32-17504/2006-48/393-2007-48/131, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.08 по делу № А56-30516/2006).
Следует отметить, что имеется одно отрицательное решение по данному вопросу, в котором суд согласился с налоговым органом в отношении определения дохода сотрудников расчетным путем (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.09 по делу № А55-14976/2008).
Таким образом, учитывая вышесказанное, по нашему мнению, у Организации отсутствует обязанность удерживать НДФЛ с дохода, полученного сотрудниками в натуральной форме, в связи с невозможностью персонифицировать размер дохода каждого сотрудника.
Официальные разъяснения по рассматриваемому вопросу на данный момент отсутствуют. Арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика. Вместе с этим, само наличие арбитражной практики, говорит о том, что существует риск претензий со стороны налогового органа, в случае если Организацией не будет удерживаться НДФЛ. Анализ арбитражной практики, позволяет оценить шансы Организации, в случае, если она решит отстаивать свою точку зрения в суде, как высокие.
НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 3 статьи 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
В свою очередь, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (пункт 1 стать 39 НК РФ).
Учитывая вышесказанное, реализация товара – это возмездная или безвозмездная передача права собственности на товар.
Исходя из этого, формально, передача сотрудникам питания является реализацией и подлежит обложению НДС.
Именно такого мнения придерживаются официальные органы.
Так, например, в письме от 03.03.10 № 16-15/22410 УФНС РФ по г.Москве указало:
«Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Об этом сказано в п. 1 ст. 39 НК РФ.
В п. 2 ст. 423 ГК РФ установлено, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях обложения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).
В связи с этим раздача обедов сотрудникам для целей применения НДС признается безвозмездной передачей товаров.
При реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному в ст. 40 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без налога на добавленную стоимость (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Следовательно, раздача сотрудникам обедов бесплатно, то есть безвозмездно, является объектом обложения НДС».
Таким образом, по мнению УФНС РФ по г.Москве предоставление питания является реализацией и подлежит обложению НДС. При этом следует отметить, в рассматриваемом случае, финансовое ведомство не делает каких-либо различий между обедами, предоставляемыми в соответствии с условиями трудовых договоров и обедами, предоставляемыми на иных условиях. То есть, по мнению, контролирующего органа, передача обедов сотрудникам, согласно условиям трудовых договоров, облагается НДС.
Однако, на наш взгляд, такой формальный подход в данном случае не правомерен, так как предоставление питания сотрудникам, предусмотренное трудовыми договорами, является исполнением обязательств по трудовым договорам, т.е. регулируется нормами трудового права, а не гражданско-правового. Следовательно, по нашему мнению, в таком случае, нельзя говорить о том, что предоставление обедов является реализацией.
Такую же точку зрения в отношении налогообложения НДС передачи обедов сотрудникам, в случае, если трудовые договора предусматривают обеспечение питанием, высказывают и суды.
Так, например, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 21.07.09 № 2799/09 по делу № А29-9960/2007 отметил:
«…деятельность общества по обеспечению работников горячим питанием нельзя признать предпринимательской деятельностью по оказанию услуг общественного питания, так как она была направлена не на извлечение прибыли, а на создание нормальных условий труда».
Определение ВАС РФ от 03.03.09 № ВАС-1699/09 по делу № А32-2525/2008-3/36:
«Основанием к доначислению налога на добавленную стоимость послужило, как считает инспекция, занижение налогооблагаемой базы на стоимость реализованных блюд по бесплатному питанию сотрудников санатория.
Однако как установлено судами, санаторий не осуществлял реализацию услуг общественного питания. Питание сотрудников осуществлялась в рамках выполнения обязательств по коллективному договору с трудовым коллективом.
Следовательно, у инспекции не имелось оснований считать, что бесплатное питание сотрудников в данном случае подпадает под объект обложения налогом на добавленную стоимость.
То, что сотрудники санатория пользовались питанием бесплатно, учтено налогоплательщиком как форма оплаты труда при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога, что не оспаривается инспекцией».
Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС ЗСО от 04.03.09 № Ф04-1315/2009(1768-А75-34), от 11.12.08 № А56-19219/2008.
Таким образом, по нашему мнению, предоставление питания сотрудникам, согласно условиям трудовых договоров, не подлежит обложению НДС. Однако, учитывая имеющиеся мнение официального органа, мы не исключаем риск возникновения споров по данному вопросу. Вместе с этим, учитывая сложившуюся арбитражную практику по рассматриваемому вопросу, мы можем предположить, что в случае, если Организация решит отстаивать свою точку зрения в судебном порядке, то вероятность благоприятного для Организации исхода дела достаточно высока.
Страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
В рассматриваемом случае, предоставление питания сотрудникам будет производиться на основании трудовых договоров, а не норм действующего законодательства. Следовательно, в данном случае, указанная норма не применяется.
В связи с этим, по нашему мнению, стоимость питания подлежит обложению страховыми взносами.
Аналогичное мнение высказано в пункте 4 письма Минздравсоцразвития РФ от 05.08.10 № 2519-19.
В связи с этим, следует отметить следующее.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Следовательно, для того, чтобы исчислить страховые взносы в первую очередь необходимо определить, в каком размере произведена выплата в пользу конкретного работника.
Аналогичную ситуацию мы рассматривали в отношении обложения стоимости питания НДФЛ. Поскольку обеспечение питанием осуществляется через организацию шведского стола, то определение размера выплаты (стоимости питания) полученного каждым сотрудником, в данном случае, становится невозможным.
В связи с этим, по нашему мнению, стоимость питания предоставляемого сотрудникам не будет облагаться страховыми взносами, по аналогии с НДФЛ.
Официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, также как и арбитражная практика.
Однако сложившая арбитражная практика в отношении ЕСН и страховых взносов, действовавших до 2010 года, подтверждает, высказанную нами точку зрения (например, Постановления ФАС Уральского округа от 20.08.09 № Ф09-5950/09-С2, ФАС Дальневосточного округа от 15.06.09 № Ф03-2484/2009).
Бухгалтерский учет.
Поскольку обеспечение работников бесплатным питанием предусмотрено трудовыми договорами. В связи с этим расходы по обеспечению работников бесплатным питанием признаются расходами по обычным видам деятельности в качестве расходов на оплату труда (пункты 5, 8 ПБУ 10/99[2]).
Дебет 10 Кредит 60 – отражено приобретение продуктов питания.
Дебет 19 Кредит 60 – учтен предъявленный НДС.
Дебет 68 Кредит 19 – принят к вычету НДС.
Дебет 60 Кредит 51, 50 – произведена оплата обедов.
Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 10 – организован шведский стол для сотрудников.
2. Продукты, которые мы покупаем также используем при переговорах, которые происходят в офисе. Как правильно их списать на представительские расходы, документооборот.
На основании подпункта 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 264 НК РФ
Пунктом 2 статьи 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Как следует из вопроса, в офисе периодически проводятся переговоры, в рамках которых Организация несет расходы на продукты питания.
В случае, если встречи в офисе проводятся с представителями других организаций в целях установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, т.е. в целях непосредственно связанных с деятельностью самой Организации, то в этом случае, на наш взгляд, расходы на продукты, используемые в процессе переговоров, могут быть отнесены к представительским расходам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Нормы НК РФ не содержит четкого перечня документов, которыми следует подтвердить представительские расходы.
По нашему мнению, в первую очередь, Организации следует иметь первичные документы, подтверждающие факт приобретения продуктов питания и их стоимость, а также документы, свидетельствующие о проведении переговоров с представителями сторонних организаций.
Минфин РФ в Письме от 22.03.10 № 03-03-06/4/26 предложил следующий перечень документов, служащих основанием для признания расходов в качестве представительских:
«Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться, в частности:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
- цель представительских мероприятий, результаты их проведения;
- иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели».
Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина РФ от 13.11.07 № 03-03-06/1/807
При этом анализ арбитражной практики свидетельствует о неоднозначном подходе судебных инстанций по вопросам документального подтверждения представительских расходов.
Так, в Постановлении ФАС ПО от 17.01.08 по делу № А65-1734/2007-СА2-11 (Определением ВАС РФ от 14.05.08 № 5945/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) было отмечено следующее:
«Представленные обществом авансовые отчеты подотчетных лиц, а также приложенные к ним первичные документы: (отчеты о представительских расходах по официальному приему делегаций и контрольно-кассовые чеки от предприятий общепита) не содержат какой-либо информации о содержании обсуждаемых на приемах вопросов и о их связи с производственной деятельностью общества.
Так, в отчетах не указана страна, делегация из которой принимает участие в переговорах, должности лиц, участвующих в переговорах, их принадлежность к какому-либо юридическому лицу, не указаны действующие договоры, подлежащие выполнению, или подлежащие заключению договоры. Кроме того, отсутствует программа проведения делового приема с указанием даты, места и сроков проведения приема, а также не указаны суммы, утвержденные по смете представительских расходов на данное мероприятие.
Судебные инстанции обоснованно отклонили довод общества о том, что налоговое законодательство не содержит подобных требований к отчетам, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности документально подтверждать произведенные расходы; эти расходы могут быть подтверждены любыми первичными документами, безусловно свидетельствующими об обоснованности и производственном характере произведенных расходов. Однако, таких доказательств общество не представило.
Таким образом, в данной части суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований».
Однако в Постановлении ФАС СЗО от 14.08.07 по делу № А56-3739/2006 (Определением ВАС РФ от 20.02.08 № 16343/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) было высказано иное мнение:
«…из текста оспариваемого решения следует, что причиной вывода Инспекции о неправомерности отнесения на затраты спорных расходов послужило непредставление Обществом документов, подтверждающих программу мероприятий, состав делегаций, списки участников, исполнительной сметы на каждую встречу и актов списания по каждому случаю приема, а не сам факт приобретения спиртных напитков и сигарет.
Суд кассационной инстанции не принимает также довод налогового органа, поддержанный апелляционным судом, о необходимости представления вышеперечисленных документов в подтверждение правомерности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, связанных с приемом капитанами судов представителей иностранных портовых властей, лоцманов и сюрвейеров.
Ни в пункте 2 статьи 264 НК РФ, ни в других нормах главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель не определил перечень документов, которыми надлежит подтверждать в целях исчисления налога на прибыль представительские расходы.
Формируемая Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации судебная практика основывается на презумпции экономической оправданности совершенных налогоплательщиком операций и понесенных по этим операциям затрат. Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 53, действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными.
Налоговый орган не обосновал необходимость предоставления Обществом дополнительных документов, подтверждающих программу мероприятий, состав делегаций, списки участников, исполнительной сметы на каждую встречу и актов списания по каждому случаю приема.
Суд кассационной инстанции не принимает довод Инспекции о несоответствии спорных расходов критериям представительских расходов, определенным в пункте 2 статьи 264 НК РФ, поскольку он не был основанием для вынесения оспариваемого решения. Кроме того, перечень расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль, не является исчерпывающим. В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».
Подводя итоги изложенному, по нашему мнению, для обоснования расходов на продукты питания в качестве представительских, Организации целесообразно оформить операцию следующими документами:
- приказ о проведении переговоров, в котором следует указать цель переговоров, представителей, участвующих в переговорах, и определить смету расходов на проведение указанного мероприятия;
- первичные документы, подтверждающие сумму понесенных расходов (товарные накладные, авансовые отчеты и пр.);
- отчет об итогах переговоров, в котором также целесообразно указать цель переговоров и их результат, список лиц, фактически участвующих в переговорах, сумму понесенных затрат в рамках проведенных переговоров.
[1] либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
[2] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Назад в раздел