Департамент общего аудита по вопросу взыскания задолженности по налогам
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
После получения в 2015 г. электронного акта сверки из ИФНС №43 по г. Москве нами была обнаружена задолженность в размере 36 000 руб. по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в Санкт-Петербурге (налог + пени).
ОКТМО принадлежит району где ранее (в 2004-2005 гг.) находилось наше обособленное подразделение.
Впоследствии наш офис в г. Санкт-Петербург переезжал дважды со сменой ИФНС и данная задолженность не была обнаружена.
Есть ли срок давности по истребованию долга? Имеет ли ИФНС право истребовать с компании эти деньги?
Поскольку у нас отсутствует иная информация, то при ответе мы будем исходить из того, что задолженность образовалась по итогам 2004-2005 годов.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику:
- не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки [1] (пункт 1 статьи 70 НК РФ);
- по результатам налоговой проверки - в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ).
При этом в отношении выставления требования в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, следует отметить следующее.
НК РФ прямо не установлен общий срок давности выявления недоимки. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что налоговый орган может выявить недоимку, возникшую за пределами не только принудительного взыскания задолженности, но и по истечении трехлетнего срока, установленного для проведения проверок.
Учитывая вышесказанное, из формального прочтения статьи 70 НК РФ, налоговый орган может выявить недоимку в течение неограниченного срока.
Такой же вывод можно сделать из письма Минфина РФ от 11.02.10 № 03-02-07/1-57:
«Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) не установлен общий срок давности выявления недоимки.
Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.
Статьями 88, 89, 100 и 101 Кодекса установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи.
Пунктом 2 ст. 70 Кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 100 Кодекса по результатам налоговой проверки составляется акт налоговой проверки, в котором указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки и других материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором указывается сумма недоимки, выявленная в ходе налоговой проверки (п. 8 ст. 101 Кодекса).
При выявлении недоимки в ходе камеральной налоговой проверки и отсутствии признаков состава нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в ходе иных мероприятий налогового контроля, по результатам которых составление акта не предусмотрено, налоговым органом в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 Кодекса должен быть составлен документ о выявлении недоимки у налогоплательщика по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.
При этом Кодексом не установлена обязанность налогового органа вручать налогоплательщику указанный документ.
Согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки».
Как следует из разъяснений Минфина РФ, недоимка может быть выявлена также при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам (письмо Минфина РФ от 19.04.13 № 03-02-07/1/13461).
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма такого документа утверждена Приказом ФНС РФ от 03.10.12 № ММВ-7-8/662@.
При этом НК РФ не обязывает налоговый орган направлять указанные документы налогоплательщику. Аналогичное мнение указано, например, в письме Минфина РФ 11.02.10 № 03-02-07/1-57.
Данным документом фиксируется дата выявления недоимки без проведения налоговой проверки. Соответственно, момент выявления недоимки может определяться как день составления указанного документа.
Таким образом, по мнению официальных органов, недоимка может быть выявлена как в ходе проведения проверки, так и вне ее рамок. При этом сроки давности для выявления недоимки отсутствуют.
Арбитражные суды придерживаются иной точки зрения.
Так, например, имеются судебные решения, согласно которым требование должно быть направлено в трехмесячный срок, который исчисляется с момента возникновения обязанности по уплате налога.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 (пункт 50):
«При применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).
Из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Кодекса следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки. Поэтому требование об уплате доначисленных сумм налога должно быть направлено налогоплательщику в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ.
С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления».
Постановление ФАС Московского округа от 17.06.11 № КА-А41/5753-11 по делу № А40-47501/10-118-296:
«В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Осуществляя постоянный контроль выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога, налоговый орган обязан своевременно выявлять образовавшуюся задолженность и принимать меры к ее взысканию.
Сроки уплаты налога предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков, если обязанность задекларирована (отражена в налоговой декларации), или по завершении налоговой проверки (если по ее результатам выявляется нарушение налогового законодательства).
Таким образом, отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации конкретного указания на срок, в течение которого налоговый орган должен выявить налоговую задолженность, не означает, что налоговый орган не ограничен во времени ее выявления».
Аналогичное мнение высказано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.12 № 09АП-21532/2012 по делу № А40-5679/12-115-16.
Судами высказывается также мнение, что выявление задекларированной, но не уплаченной недоимки ограничено сроком проведения камеральной проверки. В связи с этим требование, не связанное с результатами проверки, должно быть направлено в течение 10 дней по окончании трехмесячного срока на проведение камеральной проверки.
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении от 29.10.08 № А19-5708/08-44-Ф02-5300/08 по делу № А19-5708/08-44 указал:
«Налоговым кодексом Российской Федерации не установлен срок выявления недоимки. При этом законодатель установил разные сроки направления требования применительно к выявлению недоимки и применительно к результатам проверки с принятием соответствующего решения.
Исходя из правового принципа общности подхода к исчислению сроков взыскания недоимки по результатам проведения в отношении налогоплательщика мер налогового контроля (камеральной, выездной налоговых проверок) и недоимки, не уплаченной в срок, но продекларированной налогоплательщиком в представленной в срок налоговой декларации, следует признать, что срок выявления такой недоимки не может превышать срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации, поскольку иное приводило бы к правовой неопределенности в части срока выявления недоимки, продекларированной налогоплательщиком».
Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.08 № А19-5819/08-44-Ф02-4946/08 по делу № А19-5819/08-44.
Таким образом, анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что, период, в течение которого налоговый орган должен выявить недоимку составляет три месяца и 10 дней со дня возникновения обязанности по уплате налога.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, в случае, если налоговым органом будет выставлено требование об уплате имеющейся задолженности, Организация сможет признать такое решение незаконным через суд.
Коллегия Налоговых Консультантов, 21 октября 2016 года
[1] В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Назад в раздел