Главная / Консультации / Банковский аудит / Об оформлении перевода сотрудников банка на дистанционной режим работы на период пандемии

Об оформлении перевода сотрудников банка на дистанционной режим работы на период пандемии

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

10.08.2020
Вопрос

Описание ситуации.
В связи с распространением на территории РФ вируса COVID-19 и опасностью заражения данной болезнью Банк переводит на удаленную работу на дому часть сотрудников. В этот период для некоторых сотрудников планируется периодическое посещение офиса.

Вопрос.
Просим дать разъяснения, как правильно оформить указанный перевод на период пандемии.
Ответ

Мнение консультантов.

На основании статьи 1 ТК РФ основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе, по организации труда и управлению трудом.

В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателемо личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядкапри обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

На основании статьи 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (статья 16 ТК РФ).

В соответствии с частью второй статьей 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условия труда на рабочем месте;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В соответствии с нормами статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.Работодатель обязан обеспечить принятие мерпо предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту - чрезвычайные ситуации) установлены Законом № 68-ФЗ.

Действие Закона № 68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании статьи 1 Закона № 68-ФЗ:

- чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

- предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;

- режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4.1 Закона № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

На основании подпункта «м» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерациипринимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статьей 14 Закона № 68-ФЗ определены обязанность организацийв области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, в соответствии с указанной статьей  руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организациии иных граждан, находящихся на ее территории.

Согласно статье 57.1 Закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает требования к системе внутреннего контроля (далее по тексту – СВК) кредитной организации.

Кредитная организация обязана создать СВК, соответствующую характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, с учетом установленных Банком России требований (статья 24 Закона № 395-1).

Требования к СВК в кредитных организациях и банковских группах, порядок оценки Банком России качества СВК кредитных организаций и банковских групп, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением указанных требований определены в Положении № 242-П, на основании пункта 3.7 которого в рамках разработанной СВК кредитная организация должна обеспечить непрерывность деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций. В указанных целях кредитная организация должна иметь утвержденный советом директоров (наблюдательным советом) план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – План ОНиВД), предусматривающий использование дублирующих (резервных) автоматизированных систем и (или) устройств, а также восстановление критически важных для деятельности кредитной организации систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг. Кредитная организация определяет порядок проверки возможности выполнения Плана ОНиВД.

Рекомендации по структуре и содержанию Плана ОНиВД, а также по организации проверки возможности его выполнения (далее по тексту – Рекомендации) приведены в приложении 5 к настоящему Положению.

В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций План ОНиВД - внутренний документ (комплект документов) кредитной организации, определяющий цели, задачи, порядок, способы и сроки осуществления комплекса мероприятий по предотвращению или своевременной ликвидации последствий возможного нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации (ее подразделений), вызванного нестандартными и чрезвычайными ситуациями (возникновением чрезвычайной ситуации или иным событием, наступление которого возможно, но трудно предсказуемо и связано с угрозой существенных материальных потерь или иных последствий, препятствующих выполнению кредитной организацией принятых на себя обязательств).

План ОНиВД должен быть разработан кредитной организацией с целью (пункт 4 Рекомендаций):

поддержание способности кредитной организации выполнять принятые на себя обязательства перед вкладчиками и кредиторами, в том числе перед Банком России (по кредитам Банка России, уплате процентов по ним и другим денежным обязательствам перед Банком России);

предупреждение и предотвращение возможного нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации;

снижение тяжести последствий нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации (в том числе размера материальных потерь, потерь информации, потери деловой репутации);

сохранение уровня управления кредитной организацией, позволяющего обеспечить условия для принятия обоснованных и оптимальных управленческих решений, их своевременную и полную реализацию;

обеспечение способности кредитной организации осуществлять расчеты в соответствии с принятыми на себя обязательствами, в том числе по кредитам Банка России, процентам по ним и другим денежным обязательствам перед Банком России;

обеспечение информационной безопасности кредитной организации, в том числе ее расчетной системы;

обеспечение благоприятных условий труда и безопасности служащих кредитной организации, безопасности лиц, находящихся в помещениях (посетителей) кредитной организации.

При этом в разработанном кредитной организацией Плане ОНиВД должны быть отражены, в том числе, виды и характер возможных нестандартных и чрезвычайных ситуаций, связанные с ними виды и степени воздействия на деятельность кредитной организации, способные нарушить режим повседневного функционирования кредитной организации и способность выполнять принятые на себя обязательства (подпункт 3.1пункта 3 Рекомендаций).

Банк России рекомендует осуществлять разработку и принятие Плана ОНиВД с учетом норм Закона № 68-ФЗ, в том числе в рамках мероприятий по выполнению требований статьи 14 указанного Федерального закона (пункт 5 Рекомендаций).

На основании подпункта 9.1 пункта 9 Рекомендаций  в План ОНиВД следует включать:

- порядок его реализации, включая порядок принятия решения о переводе деятельности кредитной организации в режим, предусмотренный Планом ОНиВД (чрезвычайный режим), а также порядок управления кредитной организацией в чрезвычайном режиме;

перераспределение обязанностей и полномочий как между подразделениями, так и между служащими кредитной организации в условиях чрезвычайного режима с учетом взаимозаменяемости служащих в случае отсутствия (недоступности) ответственных и (или) уполномоченных служащих;

детальные инструкции для подразделений и служащих кредитной организации, содержащие описание действий, необходимых для поддержания или своевременного возобновления функционирования критически важных для деятельности кредитной организации внутренних банковских процессов и автоматизированных информационных систем;

порядок завершения работы в чрезвычайном режиме и возврата в режим повседневного функционирования.

В инструкциях для подразделений и служащих кредитной организации рекомендуется определять (подпункт 9.2.5 пункта 9  Рекомендаций):

порядок действий при возникновении нестандартных и чрезвычайных ситуаций или появлении реальной угрозы их возникновения;

процедуры перевода работы в чрезвычайный режим;

порядок осуществления критически важных для деятельности кредитной организации внутренних банковских процессов в чрезвычайном режиме, описание изменений в технологиях их осуществления, если Планом ОНиВД предусмотрены такие изменения;

порядок доступа к ресурсам, необходимым для работы в чрезвычайном режиме.

Для обеспечения постоянной готовности служащих к действиям на случай нестандартных и чрезвычайных ситуаций рекомендуется организовать изучение Плана ОНиВД на регулярной основе всеми служащими кредитной организации в соответствии со специально разработанной для этих целей программой, включающей проведение учений. Учения рекомендуется планировать таким образом, чтобы оценить реальное время, необходимое для выполнения каждого модуля Плана ОНиВД, и степень подготовленности служащих кредитной организации к работе в чрезвычайном режиме (подпункт 11.1 пункта 11 Рекомендаций).

На основании Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. № 12-УМ (далее по тексту – Указ)  в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCo V), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Закона  № 68-ФЗ на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.

В соответствии с пунктом 6.5 Указа работодатели обязаны перевести граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции в соответствии с пунктом 5.1 настоящего указа[1], с их согласия на дистанционный режим работыили предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск.

Из изложенного следует, что:

- на основании требований Банка России кредитные организации должны обеспечить непрерывность деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций;

- введенный в Москве режим повышенной готовности означает прекращение ведения Банком деятельности в режиме повседневного функционирования и возникновение в соответствии со статьей 14 Закона № 68-ФЗ  обязанности принятия решения обустановлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите Банка и его работников от последствий чрезвычайной ситуации;

- порядок осуществления Банком деятельности в режиме повышенной готовности в связи с возможным возникновением чрезвычайной эпидемиологической ситуации (в том числе, определение подразделений и служащих, участвующих в работе Банка в период повышенной готовности, возможное перераспределение обязанностей между подразделениями, порядок доступа служащих к банковской информации и программно-техническим банковским средствам, порядок осуществления банковских процессов) должен быть определен в утвержденном в Банке Плане ОНиВД, сположениями которого обязаны ознакомиться все служащие Банка;

- на основании норм ТК РФ особенности трудовых отношений отдельных категорий работниковв случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, могут быть согласованы между Банком – работодателем и работником непосредственно в заключаемом трудовом договоре или в локальном нормативном документе Банка, на который имеется ссылка в трудовом договоре;

- дополнительно к требованиям внутренних документов Банка в отношении организации труда сотрудников Банка в режиме повышенной готовности пункт 6.5 Указа обязывает Банк обеспечить с согласия работников, определенных в пункте 5.1 Указа,  дистанционный режим работы или предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск.

Таким образом, в случае если:

1) утвержденным в Банке Планом ОНиВД при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (в режиме повышенной готовности) предусмотрен дистанционный характер работы отдельных  служащих,  и в трудовых договорах (или локальных нормативных документах Банка)  закреплена норма об обязанности работника соблюдать положения Плана ОНиВД

либо

2) в трудовых договорах(или локальных нормативных документах Банка)  закреплен порядок трудовой деятельности работника при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, предусматривающий осуществления деятельности в дистанционном режиме, то для перевода сотрудников на дистанционный режим работы необходим Приказ руководителя Банка о переходе функционирования Банка в режиме повышенной готовности с указанием подразделений и служащих переведенных на дистанционный режим работы.

          Если утвержденный в Банке План ОНиВД не содержит положений о переводе отдельных сотрудников на дистанционный режим работы при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, и трудовыми договорами такой режим работы также не предусмотрен, то для корректного  перевода сотрудников на дистанционный режим работы Банку необходимо внести соответствующие изменения в План ОНиВД, либо внести изменения в трудовой договор с каждым сотрудником (составлением дополнительного соглашения к трудовому договору).

Дополнительно отмечаем, что если  Планом ОНиВД или трудовым договором с сотрудником, относящимся к лицам, определенным пунктом 5.1 Указа, не предусмотрен дистанционный режим работы при функционировании Банка в режиме повышенной готовности, то Банку следует предоставить указанному сотруднику с его согласия такой режим или очередной отпуск.

Документы и литература.

1.             ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;

2.             Закон № 68-ФЗ –Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

3.             Закон № 86-ФЗ- Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

4.             Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

5.             Положение № 242-П – Положение Банка России от 16.12.2003г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».



[1]Обязать соблюдать режим самоизоляции граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении к настоящему указу. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.

Режим самоизоляции может не применяться к руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также к гражданам, определенным решением Штаба по мероприятиям по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV в городе Москве.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел