Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу назначения руководителя обособленного подразделения.

Департамент общего аудита по вопросу назначения руководителя обособленного подразделения.

17.04.2015
Вопрос

Помогите нам, пожалуйста, в вопросе: собираемся открыть обособленное подразделение на территории России и хотим назначить там Руководителя ОП.
Каков порядок оформления документов для назначения Руководителя ОП?
Необходимо ли оформлять доверенность на осуществление им деятельности от лица ООО или если укажем Руководителя в Уведомлении о создании ОП, нет в этом необходимости?
Будет ли нести риски и отвечать за деятельность Руководителя ОП Генеральный директор ООО?
Ответ

В первую очередь хотелось бы обратить Ваше внимание на следующее.

Пунктом 2 статьи 11 НК РФ установлено, что обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В свою очередь, согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (пункт 3 статьи 55 ГК РФ).

Отличительной особенностью обособленного подразделения от филиалов (представительств) заключается в том, что обособленное подразделение возникает в любом случае, если вне места нахождения юридического лица созданы стационарные рабочие места. Филиал (представительство) возникают только в том случае, если сведения о них отражены в ЕГРЮЛ.

Таким образом, понятие обособленного подразделения, приведенное в НК РФ, является более широким и включает в себя, в том числе, филиалы и представительства.

Иными словами, всякий филиал или представительство являются обособленным подразделением, но не всякое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Руководитель филиала (представительства).

Положения о филиалах, представительства, создаваемых ООО, регулируются, в том числе, положениями статьи 5 Закона № 14-ФЗ[1].

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 14-ФЗ общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории РФ осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.

Пунктом 4 статьи 5 Закона № 14-ФЗ установлено, что филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются обществом и действуют на основании его доверенности.

Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона № 14-ФЗ устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Отметим, что с 1 сентября 2014 года в ГК РФ устранено требование о внесении сведений о создании филиала, представительства в Устав.

В связи с чем, считаем, что с указанной даты Организация вправе не отражать сведения о создании филиала, представительства в Уставе ООО.

Таким образом, по нашему мнению, решение о создании филиала, представительства должно быть принято решением общего собрания участников ООО.

Сведения о создании филиала, представительства вносятся в ЕГРЮЛ.

Разрабатывается Положение о филиале, представительстве, в котором, в частности, отражается информация о руководителе – полномочия, зона ответственности, прочее.

Руководитель филиала, представительства назначается приказом, с ним заключается трудовой договор, также предусматривающий соответствующие полномочия.

В силу пункта 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 01.07.96 было отмечено следующее:

«20. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (пункт 3 статьи 55).

Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187».

Таким образом, по нашему мнению, руководитель филиала, представительства может действовать только на основании доверенности.

На основании пункта 4 статьи 32 Закона № 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

Пунктом 1 статьи 40 Закона № 14-ФЗ установлено, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

Согласно пункту 3 статьи 40 Закона № 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (пункт 4 статьи 40 Закона № 14-ФЗ).

Из положений пункта 2 статьи 44 Закона № 14-ФЗ следует, что члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. При этом не несут ответственности члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

Таким образом, в общем случае ответственность за управление обществом несет руководитель такого общества.

В свою очередь, отдельными положениями нормативно-правовых актов ответственность за нарушение тех или иных норм, может быть установлена как на руководителя организации, так и на других лиц, в зависимости от вида правонарушения и наличии вины.

Далее рассмотрим некоторые виды ответственности.

Налоговая ответственность

Пунктом 5 статьи 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, с точки зрения НК РФ, к ответственности может быть привлечена сама организация – юридическое лицо, в том числе, за нарушение налогового законодательства по месту нахождения филиалов, представительств.

Административная ответственность.

В силу пункта 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (пункт 3 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены физические лица, юридические лица, а также должностные лица юридического лица.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Еще раз отметим, что на основании приведенных выше норм к административной ответственности могут быть привлечены как юридические, так и их должностные лица.

При этом в качестве должностного лица могут быть привлечены к административной ответственности как руководители организации, так и другие работники, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, за исключением случаев, когда ответственность за определенные правонарушения возложена непосредственно на руководителя организации.

На основании изложенного, считаем, что в случае, если правонарушение будет совершено руководителем филиала, представительства в связи с исполнением им возложенных на него доверенностью, положением о филиале, представительстве обязанностей, административная ответственность будет применена к руководителю такого филиала, представительства.

Уголовная ответственность.

На основании статьи 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1 статьи 24 УК РФ).

Так, например, в силу пункта 1 статьи 201 УК РФ использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

По нашему мнению, в рамках данной статьи к уголовной ответственности будет привлечено то лицо, которое непосредственно совершило правонарушение при выполнении управленческих функций.

Так, соответственно, в случае, если при выполнении своих функций руководителем филиала, представительства, были совершены правонарушения, поименованные в статье 201 УК РФ, то к ответственности будет привлечен именно руководитель филиала (представительства).

На основании изложенного, считаем, что в общем случае ответственным лицом при осуществлении руководства общества в целом несет его исполнительный орган – руководитель общества.

Однако, в зависимости от вида совершенного правонарушения, лица, ответственного за совершенное правонарушение, к ответственности может быть привлечен как руководитель самой организации, так и руководитель филиала, представительства.

По нашему мнению, при наличии фактов, свидетельствующих о наличии вины руководителя обособленного подразделения, к той, или иной ответственности будет привлечен именно руководитель обособленного подразделения.

Руководитель обособленного подразделения.

Как было отмечено нами выше, обособленное подразделение возникает в том случае, если Организацией созданы стационарные рабочие места сроком более чем на один месяц вне места ее нахождения.

Следовательно, обособленное подразделение создается в силу норм НК РФ, независимо от волеизъявления самой Организации.

Поэтому, считаем, что для создания обособленного подразделения не требуется составления каких-либо положений о его создании, а также назначение руководителя обособленного подразделения.

Отметим, что на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.

Следовательно, у Организации в общем случае возникает обязанность сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии обособленного подразделения.

В свою очередь, по нашему мнению, Организация вправе назначить руководителя обособленного подразделения, в этом случае его функции целесообразно отразить в Положении о создании такого обособленного подразделения, а также необходимо предусмотреть в трудовом договоре.

Отметим, что в силу пункта 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Следовательно, в том случае, если Руководитель обособленного подразделения будет наделен полномочиями действовать от имени юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения, то такие полномочия подлежат передаче руководителю обособленного подразделения на основании доверенности.

Таким образом, в зависимости от возлагаемых на руководителя обособленного подразделения обязанностей, решается вопрос о необходимости предоставления ему доверенности.

В зависимости от возлагаемых на руководителя обособленного подразделения обязанностей, он будет нести соответствующую ответственность – гражданско-правовую, административную, уголовную в порядке, аналогичном тому, который был приведен нами выше.

Подводя итоги изложенному можно сделать следующие выводы:

1. При создании филиала, представительства необходимо:

- общим собранием участников принять решение о создании филиала, представительства;

- внести сведения в ЕГРЮЛ;

- разработать Положение о филиале, представительстве, в котором, в том числе будет определен спектр полномочий его руководителя, зона ответственности;

- издать приказ о назначении руководителя филиала, представительства;

-заключить трудовой договор с руководителем филиала, представительства;

- оформить соответствующую доверенность.

2. При создании обособленного подразделения достаточно:

- создания стационарного рабочего места вне места нахождения самой Организации.

В этом случае у Организации возникает обязанность сообщить в налоговый орган о создании обособленного подразделения.

Кроме того, Организация вправе разработать положения об обособленном подразделении, назначить его руководителя.

Для этого, по нашему мнению, необходимо:

- издать приказ о назначении руководителя структурного подразделения;

- заключить трудовой договор;

- оформить соответствующую доверенность.

Коллегия Налоговых Консультантов, 16 апреля 2015 г.



[1] Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-ФЗ.


Назад в раздел