Главная / Консультации / Общий аудит / О налоге на доходы Эстонского перевозчика

О налоге на доходы Эстонского перевозчика

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

13.10.2023
Вопрос

При налогообложении доходов эстонского перевозчика организация в связи с отсутствием ратифицированной Конвенции об избежании двойного налогообложения  применяла в работе Соглашение о принципах сотрудничества в области транспорта от 21.09.1992г., согласно которой доходы эстонского перевозчика, получаемые от перевозки грузов, не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации при условии выполнения положений статьи 312 НК.
Как действовать организации в части налогообложения доходов перевозчика в настоящее время после включения Эстонии Приказом Минфина России от 05.06.2023г. №86н в перечень государств, предоставляющих льготный режим налогообложения, а также издания Указа Президента от 08.08.2023г. № 585 "О приостановлении РФ действия положений  международных договоров РФ по вопросам налогообложения" учитывая, что  в Соглашение о принципах сотрудничества от 21.09.1992г. изменений в части приостановления не вносилось.
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи




Поскольку на текущий момент действие Соглашения с Эстонией не прекращено и не приостановлено, по нашему мнению, при выплате дохода от международной перевозки эстонскому перевозчику российская организация вправе не удерживать налог с доходов при наличии документов, предусмотренных статьей 312 НК РФ.

Включение Эстонии в Перечень № 86н не оказывает влияние на налогообложение доходов, полученных эстонским перевозчиком от российской организации в рамках международной перевозки.

Обоснование:

Согласно пункту 1 статьи 246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получающие доходы от источников в РФ, являются плательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в РФ, признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ.

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках). В целях настоящей статьи термин «демередж» употребляется в значении, установленном Кодексом торгового мореплавания РФ.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.

Соответственно, доход от международной перевозки, полученный иностранным перевозчиком от российской организации, будет признаваться доходом от источника в РФ, подлежащим обложению налогом на прибыль на территории РФ.

Между тем, из положений пункта 2 статьи 310 НК РФ следует, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением:

4) случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающегося налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров.

Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

Из вопроса следует, что перевозчик является резидентом Эстонии.

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицирована, следовательно, не вступила в силу и не применяется.

Вместе с тем между Правительством РФ и Правительством Республики Эстония заключено Соглашение о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта, действующее с 21.09.1992г. (далее – Соглашение с Эстонией).

Так, в соответствии со статьей 3 Соглашения с Эстонией перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании настоящего Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.

Таким образом, при налогообложении доходов эстонского перевозчика подлежит применению указанное Соглашение с Эстонией. В таком случае доходы эстонского перевозчика, получаемые от перевозки грузов, не подлежат налогообложению налогом на прибыль в РФ при условии выполнения положений статьи 312 НК РФ.

Данный вывод подтверждается разъяснениями Минфина РФ (письмо от 30.06.2022 № СД-4-3/8301, от 25.05.2017 № 03-08-05/32208 и др.).

Как справедливо отмечено в вопросе, Приказом Минфина РФ от 05.06.2023 № 86н установлен Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (далее - Перечень № 86н).

В Перечень № 86н включена Эстонская Республика.

При этом указанный Перечень № 86н применяется в налоговой сфере для установления ряда ограничений по операциям, совершаемым с юридическими лицами, зарегистрированными под юрисдикцией государств, предоставляющих налоговые и иные преференции[1].

Вместе с тем, Перечень № 86н не ограничивает применение Соглашения с Эстонией и не устанавливает запрета на освобождение от налогообложения на территории РФ дохода эстонского перевозчика от международной перевозки.

 

Указом Президента РФ от 08.08.2023г. № 585 приостановлено действие ряда положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения. При этом Соглашение с Эстонией в Указе № 585 не поименовано.

 

Поскольку на текущий момент действие Соглашения с Эстонией не прекращено и не приостановлено, по нашему мнению, при выплате дохода от международной перевозки эстонскому перевозчику российская организация вправе не удерживать налог с доходов при наличии документов, предусмотренных статьей 312 НК РФ.

Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой,  минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 31 августа 2023 года



[1] В частности, не допускается применение льготных ставок по налогу на прибыль при налогообложении дивидендов, полученных российской организацией от признаваемой офшорной иностранной организации, имеющей постоянное местонахождение в государствах или на территориях, включенных в Перечень № 86н (подпункты 1, 1.3 пункта 3 статьи 284 НК РФ).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел