Главная / Консультации / Общий аудит / О рисках по НДС в случае исчисления НДС с полной суммы при продаже автомобиля, приобретенного у физического лица

О рисках по НДС в случае исчисления НДС с полной суммы при продаже автомобиля, приобретенного у физического лица

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

23.10.2023
Вопрос

Какие налоговые риски несут покупатель и продавец, если при реализации автомобиля, приобретенного у физического лица для перепродажи, продавец исчислит НДС не с межценовой разницы, а с полной стоимости?
Ответ

Телеграм-канал https://t.me/knk_audit Бухучет, налоги, нововведения, прослеживаемость, иностранные компании, сложные случаи




НК РФ не дает право выбора налогоплательщику в порядке исчисления НДС и формировании налоговой базы. Следовательно, Продавец при исчислении НДС с полной стоимости автомобиля ошибочно исчислит и перечислит в бюджет НДС в большей сумме, что повлечет ошибки при заполнении граф 5, 7-9 счета-фактуры.

По нашему мнению, ошибки в заполнении граф 5, 7-9 счета-фактуры могут привести к отказу в вычете НДС у Покупателя.

Кроме того, руководствуясь пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, налоговые органы могут предъявить претензии Покупателю в части занижения налоговой базы по НДС в случае, если ими будет выявлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих об умышленных действиях налогоплательщика, направленных исключительно на неуплату налога в бюджет.

Переплата НДС в бюджет не приведет к предъявлению налоговыми органами каких-либо претензий к Продавцу.

Если Продавец примет решение исправить ошибки в счете-фактуре и возместить из бюджета сумму НДС, излишне начисленную и уплаченную, то ей необходимо будет внести соответствующие изменения в счет-фактуру путем составления исправительного счета-фактуры и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура с ошибками.

При этом Продавец будет иметь право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога в течение трех лет со дня истечения установленного законодательством срока для уплаты налога.

 

Обоснование:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.

В силу пункта 5.1 статьи 154 НК РФ при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством РФ, автомобилей и мотоциклов налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных техники автомобилей и мотоциклов.

На основании пункта 4 статьи 164 НК РФ при реализации электронной, бытовой техники, автомобилей и мотоциклов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 154 НК РФ налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Таким образом, при продаже автомобиля у Продавца возникнет обязанность исчислить НДС.

При этом налоговая база по НДС определяется как разница между ценой продажи автомобиля с учетом НДС и ценой приобретения автомобиля у физического лица, не являющегося налогоплательщиком НДС.

В этом случае сумма НДС определяется по расчетной процентной ставке 20/120.

Согласно пункту 2 Правил заполнения счета-фактуры[1] при реализации налогоплательщиком автомобиля, приобретенного у физического лица, и  при определении налоговой базы на основании пункта 5.1 статьи 154 НК РФ, в ниже приведенных графах счета-фактуры указываются следующие данные:

- в графе 4 счета-фактуры указывается цена автомобиля согласно договору без НДС (подпункт г);

- в графе 5 счета-фактуры указывается налоговая база, определенная в порядке, установленном пунктом 5.1. статьи 154 НК РФ (подпункт д);

- в графе 7 счета-фактуры указывается ставка 20/120 (подпункт ж);

- в графе 8 указывается сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров, исчисленная по расчетной ставке с межценовой разницы (налоговой базы, указанной в графе 5 счета-фактуры) (подпункт з)

- в графе 9 указывается цена автомобиля с НДС (подпункт и).

При исчислении Продавцом НДС с полной стоимости автомобиля в графе 5 счета-фактуры указывается цена автомобиля без НДС; в графе 7 - ставка 20; в графе 8 – НДС, исчисленный по ставке 20 % с полной стоимости автомобиля без учета НДС; в графе 9 – цена автомобиля с учетом НДС.

Коллегия Налоговых Консультантов, номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО,

оказывает  весь комплекс аудиторских, консультационных и юридических услуг +7915-329-02-05

На основании пункта 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.

Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, а также неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений, установленных подпунктами 16 - 18 пункта 5 настоящей статьи, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Согласно пункту 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога (пункт 7);

- стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога (пункт 8);

- налоговая ставка (пункт 10);

- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок (пункт 11);

- стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога (пункт 12).

Следовательно, ошибки в счетах-фактурах, препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать стоимость товаров, налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную Покупателю, являются основанием для отказа в принятии к вычету суммы НДС.

НК РФ не дает право выбора налогоплательщику в порядке исчисления НДС и формировании налоговой базы. Следовательно, Продавец при исчислении НДС с полной стоимости автомобиля ошибочно исчислит и перечислит в бюджет НДС в большей сумме. В этом случае Продавец допустит ошибки при заполнении граф 5, 7-9  счета-фактуры.

По нашему мнению, ошибки в графах 5, 7-9 счета-фактуры могут привести к отказу в вычете НДС у Покупателя.

Кроме того, руководствуясь пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, налоговые органы могут предъявить претензии покупателю в части занижения налоговой базы по НДС, в случае если ими будет выявлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих об умышленных действиях налогоплательщика, направленных исключительно на неуплату налога в бюджет.

 

Переплата НДС в бюджет не приведет к предъявлению налоговыми органами каких-либо претензий к Продавцу.

В случае если Продавец примет решение исправить ошибки в счете-фактуре и возместить из бюджета сумму НДС, излишне начисленную и уплаченную, то ей необходимо будет внести соответствующие изменения в счет-фактуру путем составления исправительного счета-фактуры в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил заполнения счета-фактуры.

Регистрацию исправленного счета-фактуры следует произвести в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором были зарегистрирован первоначальный счет-фактура с ошибками. При этом счет-фактура с ошибками аннулируется со знаком минус путем внесения записи в дополнительный лист книги продаж за тот налоговый период, в котором была зарегистрирован счет-фактура с ошибками (пункты 3,11 Правил ведения книги продаж).

Таким образом, внесение исправлений в налоговую базу по НДС осуществляется в том налоговом периоде, в котором Продавцом выставлены счета-фактуры с ошибками. Следовательно, Продавец обязан будет подать уточненную налоговую декларацию по НДС за период совершения ошибки. Нормами налогового законодательства не предусмотрен иной механизм  исправления ошибки в исчислении налоговой базы, в случае если ошибка привела к переплате НДС в бюджет (Письмо Минфина РФ от 07.12.2010 № 03-07-11/476).

На основании пункта 1 статьи 81 НК РФ  при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

 

Налоговым кодексом не ограничен срок предоставления уточненной налоговой декларации.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

В соответствии с подпунктом 3.1. пункта 5 статьи 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 статьи 11.3 НК РФ, в валюте РФ на основе:

- уточненных налоговых деклараций (расчетов) (за исключением уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в подпункте 4 настоящего пункта), в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), в том числе:

в случае их представления после наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) - со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных деклараций (расчетов), либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 настоящего Кодекса срока проведения камеральной налоговой проверки указанных деклараций (расчетов) или раньше указанного срока, если при проведении камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, либо со дня их представления, если указанные налоговые декларации (расчеты) представлены на основании требования о внесении соответствующих исправлений в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса или если в течение следующего рабочего дня после представления уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, представлены уточненные декларации (расчеты), в которых по сравнению с ранее представленными уточненными налоговыми декларациями (расчетами) увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) в размере, равном суммам налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), на которые они были уменьшены в уточненных налоговых декларациях (расчетах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ при определении размера совокупной обязанности не учитываются:

- суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными.

Таким образом, при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, подлежащих уменьшению на основании утоненных налоговых деклараций, предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, если со дня истечения установленного законодательством срока уплаты налога прошло более трех лет.

Соответственно, если с момента переплаты НДС пройдет более трех лет, сумма излишне уплаченного налога не сформирует положительное сальдо единого налогового счета, а значит, Продавец утратит право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы НДС на основании положений пункта 1 статьи 78 НК РФ и пункта 1 статьи 79 НК РФ соответственно.

Коллегия Налоговых Консультантов – номер ОДИН в реестре аудиторов ОЗО.  Сопровождаем выездные и камеральные налоговые проверки. Оказываем помощь в решении досудебных и арбитражных споров с налоговой,  минимизируем ущерб от деятельности налоговых органов. ab@knka.ru  +7915-329-02-05

Коллегия Налоговых Консультантов, 11 сентября 2023 года



[1] Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел